ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 20.11.2019, 23:47

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    ЭЛЕМЕНТЫ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОТТО ЕСПЕРСЕНА

    Эту статью порекомендовал мне мой приятель, которого очень заинтересовали http://stp.in.ua/ услуги, поскольку его предприятие выпустило пару пособий. Более чем 60-летний период научной деятельности Отто Есперсена отражает переходный этап в языкознании на рубеже 19–20 вв. Тематика его трудов выходит далеко за пределы какого-либо одного из существовавших в то время лингвистических направлений. Датский ученый изучает живую речь, рассматривает вопросы истории языка и, вместе с тем, интересуется общелингвистическими проблемами языка, его происхождения, развития и эволюции. «Приверженность позитивистским и эволюционистским взглядам, физиологические и психологические методы в их классической форме…– вот из чего складываются самые существенные черты его творческого облика», – писал о нем Л. Ельмслев [3: 24]. Господствовавшее в структурной лингвистике отграничение языка от мысли позволяло изучить язык до определенных границ. Теории датского лингвиста выходят за пределы узких рамок, представляя рассмотрение языка на стыке лингвистики, психофизиологии, социологии. «Язык – это действие, в основном социальное, направленное на общение индивидуумов между собой и на передачу друг другу своих мыслей, чувств и желаний» [6]. Рассматривая языковую деятельность говорящего, Отто Есперсен отмечает постоянное стремление индивидуума к легкости и наибольшей экономии сил. Этот фактор лингвист считает существенным в развитии языка. Прогресс у Есперсена – это движение вперед к идеальному положению, когда «минимум усилий со стороны говорящего приводит к достижению максимального воздействия на слушающего» [7]. Выдвинутые идеи языковед подтверждает отдельными фактами языка. Например, распад системы флексий при развитии аналитического строя он считает прогрессивным явлением, т.к. это упрощает язык с точки зрения формы. Для Отто Есперсена «язык не организм, а инструмент, помогающий людям общаться друг с другом» [8]. А продолжающие совершенствоваться детали инструмента (лингвистические нормы) облегчают процесс коммуникации, что приводит к изменениям в языке, и все это, в конечном итоге, составляет прогресс в языке. «Язык не таков, каким он нам представляется при одностороннем изучении его по словарям и обычным грамматикам. Язык – совокупность навыков, первичных действий, а каждое слово и каждое произнесенное предложение есть сложное действие со стороны говорящего» [2: 28]. Человек не просто воспринимает язык как данное, он непременно перерабатывает его, насыщая собственными переживаниями. «Человек – не раб этих навыков. Он должен приспосабливать их к изменяющимся потребностям» [2: 28]. По мнению Отто Есперсена, форма языкового действия говорящего предопределяется тем, что говорящий уже делал раньше в аналогичных случаях. Поэтому в структурном отношении весь языковой материал разделился на «формулы» (formulas) и «свободные выражения» (free expressions) [5]. Первые неизменяемы (how do you do, good morning), порой даже идиоматичны, а есть и другие, которые требуют умственной деятельности иного рода, «говорящий должен создавать их заново… но, создавая, он все-таки опирается на образец» [2: 17]. Вслед за В. фон Гумбольдом [1: 75] Отто Есперсен среди единиц языка прежде всего выделяет слово. Изучение роли слова в языковой деятельности позволило ученому выдвинуть ряд положений по поводу происхождения языка (Language: Its Nature, Development and Origin. Book III. 1922), лингвистического онтогенеза (Language: Its Nature, Development and Origin. Book II. 1922), функциональной значимости слов в предложении (Analytic Syntax. 1937; Modern English Grammar. Vol. II. 1942). «Первоначальная форма языка – произносимое и слышимое слово, более важна, чем форма вторичная в письме и чтении <…>, даже в век телевидения и газет гораздо больше людей говорит, чем пишет» [2: 15]. Прежде языковеды моделировали деятельность слушающего, а не говорящего, уделяя внимание письменным текстам в ущерб устным [1:71]. Отто Есперсен же рассматривает языковую деятельность со стороны говорящего и слушающего. Четко не разграничив их, он все-таки выделил два основных подхода к рассмотрению языка, заложив основы семасиологического и ономасиологического направлений. «Во всяком случае, невозможно понять, что такое язык и как он развивается, если не исходить постоянно и прежде всего из процесса говорения и слушания …» [2:16]. Анализ ярких и оригинальных образцов живой речи помог датскому лингвисту выдвинуть и обосновать ряд интереснейших языковых теорий. Поэтому не случайно в осуществлении проекта Лондонского университета, целью которого было дать полное и непредвзятое описание английского языка, широко использованы труды Отто Есперсена [4]. Несмотря на известность Отто Есперсена как автора «Философии грамматики», создателя трудов по синтаксису, истории английского языка, его наследие во многом ждет своего осмысления и освещения [3: 15]. Но уже сегодня можно сказать, что большинство предложенных датским ученым теорий явилось прообразом современных работ с их стремлением проникнуть в сущность моделирования языка и природы человеческого знания. Литература 1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1998. 2. Есперсен О. Философия грамматики. – М., 1958. 3. Лозовская Г.С. Отто Есперсен: Библиографический указатель. – М., 1963. 4. Ярцева В.Н. Предисловие // A University Grammar of English. – М., 1982. – С.8. 5. Ярцева В.Н. Рецензия на книгу Essentials of English Grammar // Известия академии наук. – 1940, №1. – С.109-110. 6. Haislund N. O.J. In Portraits of Linguists. – vol. 2. – Bloomington. - Lnd, 1966. – Р.152. 7. Jespersen O. Efficiency in linguistic change. – Munksgaard, 1941. – P.6. 8. Who’s who in the history of world linguistics. – Niemeyer. 1996. – XXVII. – P.475.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2111 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Прелести отдыха в Турции
    Скачать Новые правила правописания немец...
    The Oxford Dictionary of Idioms 2009 New

    Латинские заимствования в английском язы... 
    Ocoбенности выражения благодарности в ин... 
    Еда и кулинария 

    Английский язык для школьников №2
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английский язык для школьников

    ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ от E... 
    Grammar 
    Профессиональный (научный) тип организац... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта