Эмпирическое исследование как экстралингвистическая основа рассматриваемых речевых жанров
Поисковый этап научно-познавательного процесса
обычно начинается фазой первичного знания (Майданов 1983:112), состоящей в
получении исходных сведений об объекте исследования с помощью наблюдения и
эксперимента. Интенсивное накопление начальных сведений об объекте изучения
особенно характерно для ранней стадии развития научных дисциплин, но оно
происходит и тогда, "когда дисциплина достигла достаточно высокого уровня
теоретизации, но тем не менее открывает явления, для которых еще не создано
объясняющих теорий” (Степин, Кузнецова 1994: 65). При этом, как известно,
накопление фактов в определенной предметной области зачастую осуществляется
многими учеными и в течение длительного времени.
Научные тексты, объективирующие исследование,
направленное на получение исходного эмпирического знания как основы формирования
описательной теории5,будем
называть эмпирическими текстами6.
Как известно, существуют различные критерии
разграничения двух основныхуровней
научно-познавательной деятельности - эмпирического и теоретического. Эти уровни
могут быть противопоставлены по признаку наблюдаемости - ненаблюдаемости
объекта изучения; непосредственной или опосредованной связи процесса познания с
объективной действительностью; отражения в сознании "явления” или "сущности”;
отсутствия или наличия строгой системной зависимости между элементами знания;
принадлежности этих элементов научной теории и др. (см. работы П.В.Копнина,
В.А.Лекторского, М.В.Мостепаненко, Т.И.Ойзермана, А.И.Ракитова, Г.И.Рузавина,
В.А.Смирнова, В.С.Швырева и др.). При этом обычно отмечается, что эмпирическое
и теоретическое исследования взаимопроницаемы, что граница между ними - скорее
не четкая линия, а "размытая полоса” (Елсуков 1981: 22).
По мнению В.С.Швырева (1978), все указанные
дифференцирующие признаки двух важнейших уровней научно-познавательного
процесса могут быть выведены и объяснены на основе различения деятельности примененияи деятельности совершенствованияконцептуальных форм: "... в основу
экспликации представлений о теоретическом познании можно положить понятие о
деятельности, направленной на совершенствование и развитие концептуальных
средств, ... в основу экспликации представлений об эмпирическом исследовании
... - понятие о деятельности применения концептуальных средств” (указ. соч.:
274). Если теоретическая деятельность "направлена на сам аппарат научного
познания, имеет целью его преобразование, развитие”, то эмпирическая состоит в
применении ”исходного концептуального каркаса науки к все время расширяющемуся
благодаря процессам наблюдения и эксперимента познавательному материалу,
информации о мире” (указ. соч.: 254, 295). В дальнейшем мы будем исходить из
этого общего критерия разграничения теоретического и эмпирического уровней
научного творчества.
Охарактеризуем структуру эмпирического познания,
отражающуюся в открытом множестве научно-речевых произведений.
В науковедческой литературе имеются различные
варианты ее моделирования. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно А.И.Ракитову(1965: 126-127), получение эмпирического
знания предполагает: 1) фиксацию определенного объекта исследования; 2) выбор
средств наблюдения, то есть экспериментальной установки; 3) получение
непосредственных данных и превращение их в знаковые записи; 4) выбор
статистического аппарата и переработку при его помощи множества
непосредственных данных в некоторое эмпирическое знание (факт), являющееся
"статистическим резюме”; 5) оценку факта и его включение в состав наличного
знания.
Во многом близкую схему предлагают В.С.Степин и
А.Н.Елсуков. По их мнению, "эмпирический уровень исследования складывается из
следующих шагов: 1) подготовка эмпирического исследования; 2) получение
исходных данных; 3) формирование фактов науки; 4) первичная рациональная
обработка научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей” (1974:
82).
Наиболее детализированная в целом модель научного
эмпирического познания разработана М.В.Мостепаненко (1972: 75-148), различающим
три стадии эмпирического исследования, в границах каждой из которыхвыделяетсяряд частных познавательных действий. Приведем эту модель:
1. Формирование базисного эмпирического знания,
то есть "1) разработка плана и подготовка опыта (наблюдения или эксперимента);
2) проведение опыта, которое включает: а) получение исследователем чувственного
отражения изучаемых явлений, б) осознание и понятийное выражение этого
отражения в виде данных опыта; 3) предварительная проверка истинности данных
опыта; 4) оценка степени точности отражения изучаемых явлений в полученных
данных опыта” (указ. соч.: 89).
2. Обнаружение внешних объективных взаимосвязей
явлений, установление их распределения по группам. "Для этого проводятся
следующие основные действия: а) анализ: в данных опыта выделяются характерные
для них признаки; б) синтез: данные опыта группируются по общим признакам; в)
систематизация: внутри каждой группы данные опыта распределяются в соответствии
с разделением признаков на основные и второстепенные; г) классификация:
вскрываются объективные отношения между явлениями внутри групп в соответствии с
существенными признаками и делаются предварительные выводы об отношении между
группами” (указ. соч.: 110).
3. Установление эмпирического закона в результате
а) выделения главных понятий, относящихся к каждой группе явлений, и б)
нахождения функциональной связи между ними.
Как видим, в науковедческих работах эмпирическое
познание рассматривается в качестве целостной системы познавательных действий.
Естественно, что при отсутствии строгих конкретных критериев разграничения
теоретического и эмпирического уровней научного творчества, границы этих
уровней определяются по-разному: если А.И.Ракитов описывает эмпирическое
исследование как процесс получения базисного эмпирического знания (фактов), то
В.С.Степин и А.Н.Елсуков включают в этот вид познавательной деятельности и
первичную рациональную обработку фактов, направленную на выявление эмпирических
зависимостей, а М.В.Мостепаненко, кроме того, и устанавливаемые эмпирическим
путем законы. В последнее время именно широкая трактовка эмпирического познания
становится преобладающей6.