Эту статью мне посоветовал мой знакомый, который рассказал, что http://www.pkprofmet.ru/termoprofil/ прочные и крепкие, и поэтому они пользуются спросом. Политические, социально-экономические и культурные изменения, произошедшие в России в последние годы, неизбежно отразились на развитии ее образовательной системы. В сфере языкового образования возросло значение практического овладения не одним, а несколькими иностранными языками. Расширение международных контактов и сотрудничества на всех уровнях, политика интеграции России в общеевропейское пространство ставят перед отечественной школой задачу реализации идеи плюролингвизма. В этом случае педагогические университеты призваны: − обеспечить учителя новыми педагогическими технологиями билингвистического и социокультурного развития учащихся средствами родного, первого иностранного и второго иностранного языков в контексте диалога культур; − научить учителя функционально-целевому анализу альтернативных отечественных и зарубежных учебников при выборе их для использования в качестве основного средства обучения; − познакомить учителя с общеевропейскими стандартами овладения иностранными языками и рекомендациями Совета Европы по их достижению. В курсе предлагаемой специализации предполагается конкретизация знаний, навыков и умений студентов и учителей с учетом особенностей преподавания ИЯ2, вытекающих из лингвистических и психологических процессов, лежащих в его основе: сравнительного языкознания, истории языков, билингвизма, переноса, узнавания, догадки, опоры на прошлый опыт и ассоциации, а также теории установки. Основная цель специализации заключается в актуализации лингвистических знаний, коммуникативных и профессионально-методических умений студентов и учителей, позволяющих успешно преподавать второй иностранный язык на разных этапах обучения. Подготовка студентов в рамках данного курса осуществляется во время аудиторных и внеаудиторных занятий. Участие студентов в семинарских и практических занятиях предполагает их самостоятельную работу, включающую изучение теоретических источников по тематике курса, дипломных и курсовых работ на кафедре методики преподавания иностранных языков; подготовку докладов для выступления в группах; посещение уроков в школе; подготовку проектов; разработку фрагментов занятий, анализ уроков и УМК. Особое место в усвоении материала, формировании и развитии профессиональных навыков и умений занимает самостоятельная подготовка студентов к семинарским и лабораторным занятиям в нетрадиционной форме, например, в форме ролевой игры, дискуссии, защиты проектов. Основное содержание семинарских занятий семинарских занятий определяется темами: «Современные тенденции в развитии языкового образования», «Концептуальные основы обучения второму иностранному языку», «Психологические и лингвистические основы обучения ИЯ-2» , «Новые педагогические технологии обучения второму иностранному языку. Особенности формирования навыков и умений на ИЯ2». Самостоятельная работа студентов направляется с помощью учебно-методического пособия, в котором указаны проблемы, задания для самостоятельной работы, форма семинара, дается список литературы для самостоятельной подготовки. Приведем примеры опор в учебно-методическом пособии для самоподготовки студентов. Тема 1. Современные тенденции в развитии языкового образования. Основные проблемы: −иностранные языки в современной социокультурной ситуации; современные тенденции в российском языковом пространстве; −факторы, влияющие на расширение номенклатуры изучаемых иностранных языков в школах разного типа; вариативность подходов к структурированию разноуровневых программ по второму иностранному языку. Задания для самостоятельной работы: 1.На основе изученной литературы дайте характеристику современной языковой ситуации в мире. 2.Раскройте российские тенденции в языковой образовательной политике. 3.Назовите факторы, влияющие на расширение номенклатуры изучаемых языков в российском пространстве и на выбор изучаемых языков в школах разного типа. 4.Проиллюстрируйте изученный материал схемами, таблицами, опорными сигналами. 5.Подготовьте устные сообщения. Семинар по изученной литературе проходит в форме конференции по теме «Современные тенденции в развитии языкового образования». Подготовка и проведение конференции: 1.Индивидуальная работа на занятии и дома по изучению предложенной литературы, сбор материала с использованием связи Internet, подбор соответствующих теме текстов на иностранном языке. 2.Деление студентов на подгруппы. Каждая группа должна представить определенную страну – Россию (как у принимающей стороны могут быть две группы), Англию, Францию. Выработка совместной стратегии действий, обсуждение материала с позиции представляемой страны; подготовка вопросов для совместного обсуждения. 3.Заслушивание мнений делегаций стран о современных тенденциях в развитии языкового образования. Обсуждение вопросов. 4. Работа в малых группах над резолюцией. 5.Обсуждение вариантов резолюций, принятие общей резолюции. Тема 2. Концептуальные основы обучения второму иностранному языку: Общие вопросы целеполагания в обучении ИЯ2: −современные подходы к структурированию содержания и формирования системы знаний по второму иностранному языку; −коммуникативно-ориентированное обучение второму иностранному языку как средству межкультурного общения; −цели обучения второму иностранному языку в контексте еврообразования и диалога культур; −принципы и критерии отбора содержания образования по второму иностранному языку; −обучение второму иностранному языку как условие и средство личностного развития учащихся; −ИЯ2 средство развития метаязыковой личности. Задания для самостоятельной работы: 1. На основе изученной литературы назовите цели обучения ИЯ-2. Сравните цели обучения ИЯ1 и ИЯ2. Заполните сопоставительную таблицу. Обобщите материал. 2. Раскройте современные подходы к определению содержания обучения ИЯ2. Покажите различные подходы к компонентному составу содержания обучения. 3. Раскройте каждый компонент содержания обучения ИЯ2. 4. Познакомьтесь с выдержкой из Программы о социокультурных знаниях, навыках, умениях. В чем вы видите их особенности при обучении ИЯ-2? Приведите примеры. 5.Подберите текстовой материал, ярко иллюстрирующий лингвострановедческую направленность при обучении ИЯ2. 6. Назовите различные формы классной и внеклассной работы, способствующие расширению фоновых знаний учащихся о странах изучаемого языка. 7.Раскройте принципы обучения ИЯ2. 8.Познакомьтесь с современными средствами обучения ИЯ2. Дайте характеристику одному из УМК, предназначенных для обучения ИЯ2, ответив на следующие вопросы: · какова концепция авторского коллектива; · из каких компонентов состоит УМК; · как учитывается специфика обучения ИЯ2; · имеются ли упражнения, интегрирующие материал на РЯ, ИЯ1 и ИЯ2; · мотивируют ли компоненты УМК изучение ИЯ2; · отвечает ли содержание УМК возрастным особенностям учащихся; · имеются ли материалы страноведческого характера и интересны ли они для учащихся; · есть ли рекомендации для самостоятельной работы над ИЯ2; · есть ли тесты для самоконтроля уровня овладения языком. 9. Представьте УМК в активной форме. 10.Проведите опрос среди учителей. Узнайте, какие средства они используют при обучении ИЯ2. Семинарские занятия по вышеназванным проблемам проходят в виде ролевых игр, а также защиты проектов. Ролевая игра «Педсовет» На педсовете поставлен вопрос о необходимости обучения ИЯ2. Предполагаемые роли: Директор: Обосновывает необходимость введения в учебный процесс конкретной школы ИЯ2. Завуч: представляет примерную модель обучения ИЯ2 ( на каких условиях, в каких классах, примерная сетка недельных часов и всего курса обучения). Психолог: объясняет особенности обучения ИЯ2 (психолого-педагогические основы мультиязыкового образования). Учителя иностранных языков: высказываются «за» и «против», аргументируя свою позицию. Учителя родного языка: выражают свою точку зрения. Родители: задают вопросы, высказывают опасения о перегрузке детей. Методист: предлагает некоторые отечественные и зарубежные средства обучения. Семинар "Реклама средств обучения” Все студенты делятся на микрогруппы, выбирают по желанию УМК, анализируют его и представляют в виде рекламы. Семинар "Подготовка и защита проектов”. Проекты могут быть оформлены в виде опорного плаката по теме, программы для школы, рекламы пособий, театрализованного представление принципов обучения и т.д. Задания для самоконтроля 1.Назовите основные факторы, влияющие на процесс отбора изучаемых иностранных языков. 2.Закончите фразу: вариативность образования предполагает… Назовите основные различия в формулировке целей обучения ИЯ1 и ИЯ2. 3.Объясните понятия: «функционально-понятийный и «ситуативный» подходы для структурирования программ. Подобным образом проходит подготовка по другим проблемам. В качестве самопроверки студентам предлагаются тесты по темам: «Лингвистические основы обучения ИЯ2» и «Психологические основы обучения ИЯ2» Контроль за усвоением материала осуществляется в письменной и устной форме.
|