В статье «Есть ли жизнь после смерти» Рассел вновь возвращается к критике догмы о личном бессмертии человека. Критика ведётся в двух направлениях. Сначала Рассел обосновывает антинаучность представлений о двух различных субстанциях – душе и теле, доказывает единство человеческого организма, обусловленность психических процессов физиологами, физическими и химическими процессами, протекающими в организме. Второе направление расселовской критики догмы о бессмертии связано с попытками богословов «доказать» истинность этой догмы ссылками на «превосходство человека». Мы уже упоминали о том, что согласно Расселу, тщеславие служит одним из эмоциональных мотивов религии. В статье «Есть ли жизнь после смерти» он подробно останавливался на этом вопросе, высмеивал со свойственным остроумием аргументы церковников в пользу бессмертия души и бытия бога. У нас нет причин, подчёркивает Рассел, считать, что природа оказала человеку какое-либо предпочтение по сравнению с другими существами. Более того, при ближайшем рассмотрении нетрудно обнаружить многочисленные доказательства испорченности человеческой натуры, порочности и жестокости людей [Быховский, Мееровский, 1969, 277-278]. Достаточно упомянуть, пишет Рассел: «Посмотрим на долгую историю той деятельности, которую вдохновляло моральное рвение: человеческие жертвоприношения, преследование еретиков, охота за ведьмами, погромы и, наконец, массовое уничтожение отравляющим газом» [Рассел, 1987в, с.210]. «Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая; но если он является результатом сознательно избранной цели, то эта цель, видимо, принадлежит врагу рода человеческого» [Рассел, 1987в, с.211]. Рассел подчеркивает индивидуалистичность и антиобщественность христианской идеи личного спасения, бессмертия души, которая отразила, по его мнению, условия развития христианской идеологии до момента превращения ее в господствующую [Колесников, 1978, с.102]. Проблема бессмертия души в христианстве занимает большое место. С этим связан и страх ада, вера в который с «общим уменьшением дикости» стала падать в XVIII и XIX вв. Стала очевидной социальная, а не богословская природа страстей, отмечает Рассел, и вера в небеса потеряла свою яркость и привлекательность. Вера, что жизнь человеческая является подготовкой для жизни вечной, связанной с бессмертием души, которая прежде влияла на мораль и поведение, уступила место поискам счастья на земле. Наука же доказала всю призрачность бессмертия, ибо даже атомы не бессмертны, поскольку являются удобным способом группировки событий. Ум тождествен серии событий. Вопрос бессмертия, тем самым, становится вопросом или тех близких связей, которые существуют между событиями, связанными с телом, или с другими случаями, которые имеют место после, когда тело распадается. Психические переживания личности связаны с живым телом. Личность — серия психических событий, связанных с данным телом. Если верить в выживание личности после смерти, необходимо предположить наличие продолжения памяти без живого человека. Мозг распадается со смертью человека, как же можно говорить о существовании психических событий памяти и сознавания бессмертия без него. Рассел заявляет, что он не претендует на убедительность аргументов, и если верить в бессмертие можно, то он сомневается в действительном существовании бессмертия [см. Рассел, 1987з, с.192-196].
|