Отношения:
«новый опыт – педагог (педагоги)». Причем, в данном случае в роли педагогов выступают
и родители, семья, и учителя, и товарищи, и деятели средств массовой информации
– то есть все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной
форме – исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель».
Р. Киплингнаписал увлекательную сказку про мальчика
Маугли, которого вскормила и воспитала волчица, а медведь обучил языкам разных
зверей и птиц. Став старше, Маугли встретил свою мать, смог освоить человеческую
речь и жить в обществе людей. Но это в сказке. В действительности же такое
невозможно. Ребенок в момент рождения является лишь потенциальным кандидатом в
человека. Человеком он сможет стать лишь в процессе общения с другими людьми:
сначала с матерью, с отцом, братьями и сестрами, затем с учителями и т.д.
Личностью человек не рождается. Рождается индивид, но по своей биологической
определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь
программой, сформированной в социальной среде. Э.В. Ильенковотмечал, что «человеческую личность можно по
праву рассматривать как единичное воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке».
Реализация
принципа социализации в современных условиях порождает множество проблем. Как
отмечает Д.И. Фельдштейн[250], в их числе – нарастающее отчуждение между взрослыми
и детьми, которые теперь существенно раньше взрослеют, с одной стороны, а с
другой – демонстрируют углубление своего социального инфантилизма. Зачастую они
взрослеют не личностно, а лишь в плане показного поведения. Сегодня нарастает
опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.
Дело
не только в проблеме «отцов и детей» в ее привычном понимании. Проблему
необходимо рассматривать в широком социокультурном плане взаимодействия
поколений и взаимоотношений людей не только по вертикали: «дети – взрослые»,
«молодые – пожилые», но и по горизонтали: различные социальные группы,
структуры, общности.
В
частности, в современном Мире выявляется не только многогранность и
чрезвычайная сложность, но и малая изученность социологических, психологических,
педагогических и других характеристик этнических отношений, изменяющихся,
усложняющихся их взаимоотношений, а также тесно связанная с этим острейшая
проблема профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.
Далее,
современный информационный взрыв кардинально изменил пространство жизни людей,
систему отношений, общения, в том числе и организацию и самоорганизацию
образовательного процесса. Сегодня всему специально подаваемому растущему
человеку материалу (от учебных предметов до нравственных установок), как бы
широк он ни был, и как бы ни старались родители и преподаватели, трудно находиться
в одном русле со значительно большим потоком свободной информации, поступающей
с экранов телевизора, компьютера, из Интернета, печатных СМИ, разнопланового
общения со сверстниками и взрослыми. Эта неотсортированная информация (не
управляемая, не ранжированная), подавляя детей, молодых людей оказывает
неоднозначное, зачастую отрицательное воздействие на характер их развития.
Между
тем, у нас, да и во всем мире, все еще доминирует греческая модель обучения,
суть которой – передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого
учителя. Модель, дополненная в эпоху Просвещения учебной книгой. Кроме того,
большинство школьных учителей и преподавателей ВУЗов сформировалось в
определенной системе мышления, которая связана, в основном, с четко
организованной информацией, получаемой через утвержденные программы,
рекомендованные книги. Информация же, поступающая к ним сейчас через
телевидение и другие источники, накладывается на уже сформировавшуюся у них
устойчивую систему знаний и взглядов.
Но
что касается молодых людей, то они попадают в своего рода «ножницы», когда
знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной
информации, идущей прежде всего от СМИ, причем эта информация, не имеющая
структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно,
не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляет
собой качественно иной тип (направление) образования.
В
том числе это направление образования несет как культуру, так и антикультуру.
Как нравственность, так и безнравственность, как свободу, так и рабство, по
крайне мере внутреннее рабство – ведь человек у телевизора освобожден от самой
сложной для него проблемы – проблемы выбора – он становится рабом обстоятельств,
происходящих на экране.
Таким
образом, реализация принципа социализации в нынешних условиях породила
множество социальных, психологических, педагогических и других проблем.
Принцип последовательности (отношения: «новый опыт – предшествующий
накопленный опыт»). Жизненный опыт человек накапливает последовательно – от
простейшего к простому, от простого к более сложному. Этот принцип достаточно
очевиден. Ведь представим себе, к примеру, такую абсурдную ситуацию:
новорожденному ребенку станем «читать» высшую математику?!
Любая
«порция» образовательного материала, любое задание, предлагаемое обучающемуся
или осваиваемое им самим должны быть ориентированы как на достигнутый, так и на
перспективный, находящийся в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) уровень знаний, умений, навыков, оценок,
отношений. Конкретнее говоря, условие очередной учебной задачи(задача здесь понимается не в узком смысле –
расчетная задача, задача на построение и т.п., а в широком психологическом
смысле как цель, заданная в конкретной ситуации) должно быть понятным и
доступным, базироваться на известном и освоенном. То есть, в «зоне ближайшего
развития» располагается тот этап овладения деятельностью, который логически следует за освоенным,
этап, к освоению которого обучающийся подготовлен предшествующей учебной
деятельностью.
Принцип последовательности имеет важнейшее значение
для решения проблемы декомпозиции образовательного материала (см. ниже – раздел
5.4).