Эту статью мне посоветовал мой приятель, который часто покупает http://ebong.ru/kalyani.html, и ему очень нравится такое времяпрепровождение. В 70-е гг. в Германии происходит реформирование системы образования, в результате чего проектная методика становится одной из ведущих и широко внедряемых в практику преподавания, в том числе и на уровне высшей школы. Объективными предпосылками послужили следующие характерные признаки проектной методики обучения: § ориентация учебного материала на жизненно важные проблемы и уменьшение разрыва между «школой и жизнью»; § устранение противостояния теоретических и практических дисциплин в учебном процессе; § междисциплинарность образовательных процессов; § научный подход как общий принцип, а не привилегия определенных дисциплин; § согласование субъективных потребностей учащихся и объективных требований к учебному процессу. В немецкой образовательной системе появляется множество терминов, связанных с проектной методикой обучения: Projektunterricht (проектное занятие), Projektpruefung (проектный экзамен), Projektstudium (проектное обучение), Projektplanung (проектное планирование), Projektorientierung (проектная ориентация). Все эти термины объединяет более широкое понятие Projektpaedagogik (или проектная педагогика) как теоретически обоснованная дидактическая модель, которая базируется на философии прагматизма и учении Дж. Дэвея, лидера прогрессивного образовательного движения в Америке [Jung 1997]. Основной целью данного дидактического направления является формирование исследовательского мышления, направленного на всестороннее изучение поставленной проблемы и поиск оптимальных путей ее разрешения. Перед учащимися ставятся сложные проблемные задачи, разрешение которых поможет им в будущем преодолевать сложные жизненные ситуации. При этом происходит перераспределение традиционных ролей преподавателя и учащегося в сторону демократического сотрудничества. Важным моментом является также преодоление разделения на «знающих» и «незнающих» материал (что типично для обычной школы), благодаря чему снимается страх учащихся оказаться в роли «незнающих». В проектной методике акцент поставлен на доброжелательную атмосферу, равноправные доверительные отношения между участниками проекта, важную роль при этом играют самоорганизованность и ответственность учащихся. В данный период происходит конкретизация основополагающих принципов данного метода: 1) ориентация на психологические особенности и социальное окружение учащихся; 2) приоритетность интересов и потребностей учащихся; 3) ориентация на создание продукта, который способствует совершенствованию психологического состояния и социального окружения; 4) приобретение знаний и навыков из тех областей, которые не являются непосредственными объектами изучения; 5) социальное обучение, которое включает такие формы, как совместное планирование, разделение функций при осуществлении проекта, а также коллективная оценка группы различных проблемных ситуаций; 6) многофункциональность как взаимодействие и комбинация различных учебных целей (когнитивные, психомоторные, социальные) и различных учебных этапов, таких как мотивация, передача информации, отработка упражнений и применение [Borowski 1976: 91]. Преимущества применения проектной методики на занятиях по иностранному языку можно сформулировать следующим образом: · обеспечивается большее разнообразие в обучении и повышается интерес к занятиям; · студенты обучаются работе в группе; · им предоставляется возможность реализовать себя в различных ролевых ситуациях; · они знакомятся с различными техниками презентации материала. Стратегия применения проектной методики на занятиях по иностранному языку состоит в следующем: она используется в основном как мотивирующее средство для обучения наиболее сложным областям и аспектам. Поводом могут послужить подготовка к различным праздникам, датам, интересные темы, предлагаемые в основном пособии, а также необходимость снять некоторую усталость, напряжение и разнообразить ставший привычным ход занятий. Форма организации также может быть различной: на первоначальном этапе лучше давать одну тему для всех групп, а затем усложнять установки, предлагая каждой группе различные темы для обсуждения. Результаты совместной работы можно представить либо в виде доклада, либо в виде стенгазеты, репортажа и т.д. Иногда стоит делать такие презентации перед более широкой публикой – на выставке, общем собрании, в редакции газеты и т.д. Роль преподавателя сводится к тому, чтобы обеспечить необходимый материал, правильно сформулировать проблему и направить в необходимое русло работу группы. Важным моментом является планирование проектного занятия. Прежде всего, следует сформулировать 1-3 цели и дать четкие установки учащимся. Во-вторых, проектное занятие должно вписываться в контекст общего тематического блока. В-третьих, необходимо продумать этапы и структуру занятия, включающего упражнения различного типа: ü подготавливающие к обсуждаемой тематике; ü направленные на отработку определенных языковых навыков; ü обобщающие, предназначенные для повторения изученного материала и выражение индивидуальной и коллективной точек зрения на ту или иную проблему. При выборе упражнений необходимо учитывать степень их сложности, подготовить дополнительные задания для более слабой и для более сильной групп учащихся. В отличие от классической схемы занятия в проектной методике гораздо чаще используются парная и групповая работа (например, парный диктант). Однако не стоит форсировать события, следует дать учащимся некоторое время для того, чтобы они привыкли к такому методу работы. Проектная методика является альтернативной по отношению к обычным традиционным занятиям. Не надо внедрять ее повсеместно, важно чтобы поставленные цели занятия соответствовали общей направленности данной методики.
|