Эту статью мне посоветовала моя подруга, которая следит за своим здоровьем, и ей понравилась http://i-yoga.ru/yoga-for-beginners, потому что она поднимает жизненный тонус. Стратегия непрерывного образования обуславливается всемирной тенденцией образовательных систем, проявляющейся в переходе от установки "образование на всю жизнь” к установке "образование через всю жизнь”. Параметрами данной установки на концептуальном уровне являются: - универсализм; - концентрация педагогического внимания на каждом отдельно взятом обучаемом в рамках масштабной реализации индивидуального подхода; - переакцентовка внимания в сторону процесса обучения, с учетом его смысла. На операционном уровне параметрами данной установки являются: - применение новых концепций определения содержания и планов образовательного процесса в целях подготовки компетентного специалиста; - внедрение новых интенсивных методов и технологий поиска и изучения учебной информации (деятельность обучаемых); - применение новых методов и способов контроля качества усвоения учебного материала (1). Необходимость реализации стратегии непрерывного образования обусловлена тем обстоятельством, что сегодня каждый образованный человек осознает необходимость непрерывного наращивания ранее полученного образования с целью обогащения своего профессионального потенциала, что обеспечит широкую мобильность в социальной сфере. С другой стороны, прежнее образование ("образование на всю жизнь”) ориентировалось на адаптацию человеческих качеств к производственным, технологическим и экономическим требованиям всестороннего и гармонического развития личности работника, подтверждая тем самым свою гуманистическую сущность. Главное в этой стратегии - развитие образования в целях наиболее адекватного отражения требований жизни, формирования новых, высоких духовных потребностей у подрастающих поколений. Изначально непрерывное образование отвечало следующим принципам: - всеобщность и полная демократизация образования, обеспечивающая каждому человеку общества в зависимости от его трудолюбия и способностей доступ ко всем формам образования; - органическая преемственность образования, связывающая отдельные его ступени в единое целое; - гибкость образования, его массовость в сочетании с индивидуализацией; - наличие разветвленной сети различных (государственных и негосударственных) учебных заведений, обеспечивающих каждому члену общества необходимые условия для оптимального развития его личности; - связь образования с социальной практикой, профессиональной ориентацией, позволяющей уже на начальных стадиях социализации человека определить его способности и сформировать интересы, отвечающие потребностям общества и его личным запросам; - широкая профилизация образования, без которой невозможна социальная и профессиональная адаптация, позволяющая решать новые задачи, обусловленные научно-техническим прогрессом. Как показывает практика, эти принципы не всегда соблюдались. Позиции непрерывного образования в современном его представлении начали укрепляться во всем цивилизованном мире не так давно. В 1971 году Международная комиссия, созданная под эгидой ЮНЕСКО, осуществила анализ состояния образования и сформулировала основные принципы преобразования его звеньев. Члены комиссии настаивали на необходимости соблюдения основного фундаментального принципа, который звучит следующим образом: "Каждый индивид должен иметь возможность продолжать учение на протяжении всей его жизни. Мы предлагаем пожизненное образование в качестве ключевой концепции для образовательной политики на грядущие годы как для развитых, так и для развивающихся стран” (3). С этих позиций обращает на себя внимание проблема диверсификации в системе непрерывного образования, с которой связывается расширение перечня образовательных услуг, освоение обучающимися новых образовательных программ и индивидуальных траекторий обучения. Исследователями отмечается, что диверсификация непрерывного образования предопределяется следующими факторами: " … повышением социального спроса на более высокий уровень профессиональных знаний и необходимостью удовлетворения увеличивающихся потребностей в них населения; успешной разработкой образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения; постоянно изменяющимся спросом на рынке рабочей силы и принятием образовательными учреждениями мер по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики” (2, с.75). При развитии диверсифицированной педагогической системы базового профессионального образования рекомендуется основываться на следующих исходных положениях: многоуровневость, ступенчатость, вариативность, гибкость, многофункциональность. Вместе с тем, независимо от вектора профессионального развития личности, в настоящее время успешно зарекомендовали себя в системе повышения квалификации и развиваются следующие основные виды и формы обучения: - систематическое самостоятельное обучение (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному непосредственным руководителем субъекта профессиональной деятельности и выполняемому под его контролем; - участие в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и организациях; - краткосрочные (по мере необходимости) курсы по месту работы или в учебных заведениях (структурных подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров; - длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (структурных подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров; - стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом; - обучение в целевой аспирантуре и докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие; - переподготовка – получение новой специальности через освоение соответствующих образовательных программ в диверсифицированной системе непрерывного образования. Людям достаточно часто приходится менять профессии в связи с меняющейся панорамой рынка труда, отчасти в связи с изменяющимися требованиями общества и повышением интереса к вновь появляющимся видам профессиональной деятельности. А уже в связи с этим обстоятельством проявляется необходимость в следующей образовательной стратегии – гуманизации образования и образовательных систем. Определенные ограничения и сложности для организации развивающего обучения взрослых заложены в традиционной структуре и содержательно-технологическом сопровождении процесса. Собственно процесс обучения взрослых, имея до сих пор в массовой практике поточный (не гибкий) характер, заключает в себе противоречие между требованиями образовательных программ и индивидуальным характером профессионального развития каждого отдельного педагога. В этом смысле наш опыт указывает на необходимость существенной структурно-дидактической и психологической реконструкции процесса преподавания. Модернизации в педагогическом аспекте подлежат целевые, содержательные, процессуальные характеристики образовательного процесса. Психологические аспекты преобразований должны исходить из положения о том, что динамика профессионального совершенствования учителя представляет собой качественное изменение профессионально значимых личностных качеств и свойств субъекта во времени и пространстве. Если рассматривать два основных пространства развития педагога – сферу его профессиональной деятельности и пространство последипломного образования, - то в первом эти изменения в позитивную сторону происходят линейно и плавно, а втором – скачкообразно и интенсивно, с переходом субъекта педагогической деятельности на новый качественный уровень. Именно в образовательном пространстве профессиональное развитие учителя должно быть представлено как продукт его собственной образовательной деятельности. Это означает, кроме отмеченного, что профессиональное развитие личности выступает детерминантой содержания образования. Основной характеристикой и дидактической единицей процесса обучения педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования и системе повышения квалификации представляется учебно-профессиональная ситуация, которая актуализирует опыт и личностные качества обучаемых и мобилизует их на решение учебных проблем, взятых из жизни или искусственно смоделированных. Конструирование таких ситуаций, конкретизированных и оформленных в виде учебных задач, предполагает использование как минимум, трех базовых технологий. Учитывая, что образование взрослых представляет собой синтез обучения, развития и профессиональной социализации, первая технология заключается в распределении фрагментов учебной программы в виде практико ориентированных разноуровневых задач. Данная технология, обозначенная нами как технология задачного моделирования, предполагает активное усвоение содержания новой учебной информации слушателями как необходимый сопутствующий процесс при решении учебно-профессиональной проблемы. Органической частью технологии выступает метод кейсов. Следующая технология, имеющая в педагогической литературе название "базовая технология учебного диалога” направлена на создание особой дидактической учебно-коммуникативной среды, в которой осуществляется усвоение слушателями необходимого содержания через коллективное осмысление теоретических знаний и педагогического опыта в условиях диалога. Многофункциональность технологии проявляется в ценностно-смысловом общении субъектов образовательного процесса, познавательной самореализации слушателей и активном их вовлечении в рефлексивную деятельность. Технология предоставляет личности, действующей как активная индивидуальность, возможность поиска и широкого выбора приемлемых вариантов решения проблем и способствует осуществлению познания педагогической действительности в единстве с переживаниями. Третья технология – технология игрового моделирования – имеет в рамках реализации андрогогической модели образования свои особенности, главная из которых заключается в том, что слушатели сами моделируют и реализуют учебную игровую ситуацию. При этом движущая сила творческой активности находится не вне субъекта, а внутренне присуща ему. Наш опыт показал, что технология игрового моделирования может быть весьма эффективной при ее организации на системной основе с учетом требований к индивидуальному профессиональному развитию компетентного мобильного педагога. Реализация технологии моделирования педагогических процессов и явлений сопровождается деятельностью проектирования – продуктивной формой развития профессиональной педагогической компетентности и мобильности учителя. Исходя из двуединой функциональной сущности проектирования – проект как форма организации совместной познавательной деятельности слушателей и проект как результат проектировочной деятельности – мы определяем в качестве целевой ее установки и объекта изучения педагогическую деятельность. Конкретная сфера приложения проектирования в андрогогической модели обучения довольно обширна. Она включает в себя организационные, управленческие, образовательные аспекты педагогической деятельности, затрагивает вопросы внедрения и генерации инноваций, позволяет обозначить основные этапы развития образовательного заведения и педагогического коллектива. С этих позиций под проектной деятельностью обучающегося мы понимаем мотивированную деятельность, направленную на создание образа, модельного представления о возможном (предполагаемом) педагогическом объекте, явлении, ситуации или процессе, и выработку действий по исследованию связанных с ними проблем и их разрешению в учебном процессе. Следует отметить, что проектирование педагогических явлений – деятельность сложная и может включать в себя на примере изучения одного явления различные виды действий – структурное проектирование, эскизное проектирование (визуализацию), содержательное проектирование, техническое проектирование и др. (см. табл.) Структура учебной проектной деятельности педагога МотивЦельСодержаниеТехнологииОценка проекта
Решение учебно-исследовательской проблемы, приближенной к реальной практической деятельности обучающегосяСоздание модели педагогического объекта, явления, процесса, ситуацииВыявление противоречий и проблем в проектной задаче. Мобилизация резервов (интеллектуальных, информационных, технологических для решения проблемной задачи)Компьютерное и игровое моделирование. Технологии учебно-исследовательских заданий. Технологии текстовых редакторов и мультимедийных презентаций.Коллективное обсуждение. Экспертная оценка.
Поскольку практически все образовательные проекты несут в себе совокупность инновационных идей, за которыми раскрываются технологии и способы инновационной деятельности, организационные, управленческие инновации и др., то деятельность по их созданию и разработке выступает не только как научно обоснованный способ развития образовательной практики, но и как способ профессионального развития компетентного субъекта педагогической деятельности.
|