ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 06.07.2025, 05:44

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Профессиональная подготовка компетентного педагога в системе непрерывного образования

    Эту статью мне посоветовала моя подруга, которая следит за своим здоровьем, и ей понравилась http://i-yoga.ru/yoga-for-beginners, потому что она поднимает жизненный тонус. Стратегия непрерывного образования обуславливается всемирной тенденцией образовательных систем, проявляющейся в переходе от установки "образование на всю жизнь” к установке "образование через всю жизнь”. Параметрами данной установки на концептуальном уровне являются: - универсализм; - концентрация педагогического внимания на каждом отдельно взятом обучаемом в рамках масштабной реализации индивидуального подхода; - переакцентовка внимания в сторону процесса обучения, с учетом его смысла. На операционном уровне параметрами данной установки являются: - применение новых концепций определения содержания и планов образовательного процесса в целях подготовки компетентного специалиста; - внедрение новых интенсивных методов и технологий поиска и изучения учебной информации (деятельность обучаемых); - применение новых методов и способов контроля качества усвоения учебного материала (1). Необходимость реализации стратегии непрерывного образования обусловлена тем обстоятельством, что сегодня каждый образованный человек осознает необходимость непрерывного наращивания ранее полученного образования с целью обогащения своего профессионального потенциала, что обеспечит широкую мобильность в социальной сфере. С другой стороны, прежнее образование ("образование на всю жизнь”) ориентировалось на адаптацию человеческих качеств к производственным, технологическим и экономическим требованиям всестороннего и гармонического развития личности работника, подтверждая тем самым свою гуманистическую сущность. Главное в этой стратегии - развитие образования в целях наиболее адекватного отражения требований жизни, формирования новых, высоких духовных потребностей у подрастающих поколений. Изначально непрерывное образование отвечало следующим принципам: - всеобщность и полная демократизация образования, обеспечивающая каждому человеку общества в зависимости от его трудолюбия и способностей доступ ко всем формам образования; - органическая преемственность образования, связывающая отдельные его ступени в единое целое; - гибкость образования, его массовость в сочетании с индивидуализацией; - наличие разветвленной сети различных (государственных и негосударственных) учебных заведений, обеспечивающих каждому члену общества необходимые условия для оптимального развития его личности; - связь образования с социальной практикой, профессиональной ориентацией, позволяющей уже на начальных стадиях социализации человека определить его способности и сформировать интересы, отвечающие потребностям общества и его личным запросам; - широкая профилизация образования, без которой невозможна социальная и профессиональная адаптация, позволяющая решать новые задачи, обусловленные научно-техническим прогрессом. Как показывает практика, эти принципы не всегда соблюдались. Позиции непрерывного образования в современном его представлении начали укрепляться во всем цивилизованном мире не так давно. В 1971 году Международная комиссия, созданная под эгидой ЮНЕСКО, осуществила анализ состояния образования и сформулировала основные принципы преобразования его звеньев. Члены комиссии настаивали на необходимости соблюдения основного фундаментального принципа, который звучит следующим образом: "Каждый индивид должен иметь возможность продолжать учение на протяжении всей его жизни. Мы предлагаем пожизненное образование в качестве ключевой концепции для образовательной политики на грядущие годы как для развитых, так и для развивающихся стран” (3). С этих позиций обращает на себя внимание проблема диверсификации в системе непрерывного образования, с которой связывается расширение перечня образовательных услуг, освоение обучающимися новых образовательных программ и индивидуальных траекторий обучения. Исследователями отмечается, что диверсификация непрерывного образования предопределяется следующими факторами: " … повышением социального спроса на более высокий уровень профессиональных знаний и необходимостью удовлетворения увеличивающихся потребностей в них населения; успешной разработкой образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения; постоянно изменяющимся спросом на рынке рабочей силы и принятием образовательными учреждениями мер по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики” (2, с.75). При развитии диверсифицированной педагогической системы базового профессионального образования рекомендуется основываться на следующих исходных положениях: многоуровневость, ступенчатость, вариативность, гибкость, многофункциональность. Вместе с тем, независимо от вектора профессионального развития личности, в настоящее время успешно зарекомендовали себя в системе повышения квалификации и развиваются следующие основные виды и формы обучения: - систематическое самостоятельное обучение (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному непосредственным руководителем субъекта профессиональной деятельности и выполняемому под его контролем; - участие в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и организациях; - краткосрочные (по мере необходимости) курсы по месту работы или в учебных заведениях (структурных подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров; - длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (структурных подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров; - стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом; - обучение в целевой аспирантуре и докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие; - переподготовка – получение новой специальности через освоение соответствующих образовательных программ в диверсифицированной системе непрерывного образования. Людям достаточно часто приходится менять профессии в связи с меняющейся панорамой рынка труда, отчасти в связи с изменяющимися требованиями общества и повышением интереса к вновь появляющимся видам профессиональной деятельности. А уже в связи с этим обстоятельством проявляется необходимость в следующей образовательной стратегии – гуманизации образования и образовательных систем. Определенные ограничения и сложности для организации развивающего обучения взрослых заложены в традиционной структуре и содержательно-технологическом сопровождении процесса. Собственно процесс обучения взрослых, имея до сих пор в массовой практике поточный (не гибкий) характер, заключает в себе противоречие между требованиями образовательных программ и индивидуальным характером профессионального развития каждого отдельного педагога. В этом смысле наш опыт указывает на необходимость существенной структурно-дидактической и психологической реконструкции процесса преподавания. Модернизации в педагогическом аспекте подлежат целевые, содержательные, процессуальные характеристики образовательного процесса. Психологические аспекты преобразований должны исходить из положения о том, что динамика профессионального совершенствования учителя представляет собой качественное изменение профессионально значимых личностных качеств и свойств субъекта во времени и пространстве. Если рассматривать два основных пространства развития педагога – сферу его профессиональной деятельности и пространство последипломного образования, - то в первом эти изменения в позитивную сторону происходят линейно и плавно, а втором – скачкообразно и интенсивно, с переходом субъекта педагогической деятельности на новый качественный уровень. Именно в образовательном пространстве профессиональное развитие учителя должно быть представлено как продукт его собственной образовательной деятельности. Это означает, кроме отмеченного, что профессиональное развитие личности выступает детерминантой содержания образования. Основной характеристикой и дидактической единицей процесса обучения педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования и системе повышения квалификации представляется учебно-профессиональная ситуация, которая актуализирует опыт и личностные качества обучаемых и мобилизует их на решение учебных проблем, взятых из жизни или искусственно смоделированных. Конструирование таких ситуаций, конкретизированных и оформленных в виде учебных задач, предполагает использование как минимум, трех базовых технологий. Учитывая, что образование взрослых представляет собой синтез обучения, развития и профессиональной социализации, первая технология заключается в распределении фрагментов учебной программы в виде практико ориентированных разноуровневых задач. Данная технология, обозначенная нами как технология задачного моделирования, предполагает активное усвоение содержания новой учебной информации слушателями как необходимый сопутствующий процесс при решении учебно-профессиональной проблемы. Органической частью технологии выступает метод кейсов. Следующая технология, имеющая в педагогической литературе название "базовая технология учебного диалога” направлена на создание особой дидактической учебно-коммуникативной среды, в которой осуществляется усвоение слушателями необходимого содержания через коллективное осмысление теоретических знаний и педагогического опыта в условиях диалога. Многофункциональность технологии проявляется в ценностно-смысловом общении субъектов образовательного процесса, познавательной самореализации слушателей и активном их вовлечении в рефлексивную деятельность. Технология предоставляет личности, действующей как активная индивидуальность, возможность поиска и широкого выбора приемлемых вариантов решения проблем и способствует осуществлению познания педагогической действительности в единстве с переживаниями. Третья технология – технология игрового моделирования – имеет в рамках реализации андрогогической модели образования свои особенности, главная из которых заключается в том, что слушатели сами моделируют и реализуют учебную игровую ситуацию. При этом движущая сила творческой активности находится не вне субъекта, а внутренне присуща ему. Наш опыт показал, что технология игрового моделирования может быть весьма эффективной при ее организации на системной основе с учетом требований к индивидуальному профессиональному развитию компетентного мобильного педагога. Реализация технологии моделирования педагогических процессов и явлений сопровождается деятельностью проектирования – продуктивной формой развития профессиональной педагогической компетентности и мобильности учителя. Исходя из двуединой функциональной сущности проектирования – проект как форма организации совместной познавательной деятельности слушателей и проект как результат проектировочной деятельности – мы определяем в качестве целевой ее установки и объекта изучения педагогическую деятельность. Конкретная сфера приложения проектирования в андрогогической модели обучения довольно обширна. Она включает в себя организационные, управленческие, образовательные аспекты педагогической деятельности, затрагивает вопросы внедрения и генерации инноваций, позволяет обозначить основные этапы развития образовательного заведения и педагогического коллектива. С этих позиций под проектной деятельностью обучающегося мы понимаем мотивированную деятельность, направленную на создание образа, модельного представления о возможном (предполагаемом) педагогическом объекте, явлении, ситуации или процессе, и выработку действий по исследованию связанных с ними проблем и их разрешению в учебном процессе. Следует отметить, что проектирование педагогических явлений – деятельность сложная и может включать в себя на примере изучения одного явления различные виды действий – структурное проектирование, эскизное проектирование (визуализацию), содержательное проектирование, техническое проектирование и др. (см. табл.) Структура учебной проектной деятельности педагога МотивЦельСодержаниеТехнологииОценка проекта
    Решение учебно-исследовательской проблемы, приближенной к реальной практической деятельности обучающегосяСоздание модели педагогического объекта, явления, процесса, ситуацииВыявление противоречий и проблем в проектной задаче. Мобилизация резервов (интеллектуальных, информационных, технологических для решения проблемной задачи)Компьютерное и игровое моделирование. Технологии учебно-исследовательских заданий. Технологии текстовых редакторов и мультимедийных презентаций.Коллективное обсуждение. Экспертная оценка.
    Поскольку практически все образовательные проекты несут в себе совокупность инновационных идей, за которыми раскрываются технологии и способы инновационной деятельности, организационные, управленческие инновации и др., то деятельность по их созданию и разработке выступает не только как научно обоснованный способ развития образовательной практики, но и как способ профессионального развития компетентного субъекта педагогической деятельности.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 2189 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Забавные изобретения-продолжение.
    БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ — БОРЬБА ЗА СВОБОДУ ...
    Клементьева Т.Б. Повторяем времена англи...

    Summer Holidays 
    La mode 
    Какие игрушки предпочитают соверменные д... 

    Пример РЕЦЕНЗИИ на дипломную работы.
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию курсо...
    Статусы на английском

    Лексико – фонетическая зарядка 
    Тема урока «What Can We Do to Help the E... 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz