ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 12.11.2019, 22:27

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Развитие языковой личности будущего специалиста: лексическая компетенция

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который обожает стильные http://www.supermaika.ru, которых у него много, и он часто их меняет, поднимая настроение себе и друзьям. Термин «языковая личность» введенный Ю.Н. Карауловым приобрел на современном этапе развития лингвистики интегративный характер. Концепция языковой личности пронизывает все аспекты изучения языка. Из общей характеристики языковой личности для работы с будущими специалистами-нефилологами наиболее значимо следующее: «набор готовностей к осуществлению речевых поступков», основное проявление – через язык (в текстах), на базе языковых средств [Караулов 1987: 38]. Важные условия для развития языковой личности – речевая деятельность, приобщение к культуре. В критериях классификации речевых поступков Ю.Н. Караулов называет виды речевой деятельности и уровни языка. Изучение речевого поведения языковой личности связано как с проблемами собственно лингвистическими, так и экстралингвистическими, с типами владения языком или типами внутринациональной речевой культуры (Ю.Д. Апресян, В.Е. Гольдин, Т.Г. Винокур, В.З. Демьянков, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, О.Б. Сиротинина, Н.И. Толстой и др.). Развитая языковая личность владеет разными функциональными стилями по мнению Ю.М. Скребнева, можно говорить о степени развития личности в зависимости от количества и качества владения стилями и жанрами. Развитие теории культуры речи привнесло в теорию языковой личности идеи нормативности, этичности, коммуникативности. Расширение аспектов изучения языковой личности привело к разработке проблем языковой личности как обобщающего культурного концепта в этнопсихологии и лингвокультурологии. Задача одного из авторских спецкурсов, основные темы которого отражены в публикации [Шатунова 2003], – показать проблемы развития современной языковой личности, обусловленные многофункциональностью, междисциплинарностью коммуникативности, многоуровневостью языковой компетенции. Освоение программы спецкурса, на наш взгляд, способствует развитию у студентов педагогической рефлексии и помогает эффективнее применять свой потенциал. В современной науке нет единого понимания термина «языковая компетенция»: в методике преподавания языка этим термином обозначают совокупность конкретных навыков и умений. Важнейшими признаками языковой компетенции, по мнению М.Т. Баранова, является осознание парадигматической стороны языковых единиц и одновременно овладение литературными нормами (произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложения). Для речевой компетенции характерно овладение правилами сочетания языковых единиц, выбора языковых средств для построения текстов разных типов. Анализ работ (Е.Д. Божович, Е.И. Козицкая, М.Е. Ейгер и др.) приводит к выводу о том, что проблемы психологического содержания языковой компетенции, ее измерения остаются во многом не решенными. Языковая компетенция изначально развивается как система, включающая речевой опыт субъекта и знания о языке. При определении индивидуальных и возрастных особенностей развития языковой компетенции исследователи предлагают учитывать такие параметры, как успешность решения конкретных задач на примере языкового материала; характер ошибок (неудач), допускаемых в ходе решения этих задач, равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка [Иванова 1989: 127]. При уровневом подходе к языковой компетенции будущего специалиста составляющими компонентами являются: знания системы языка, его средств, фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи и владение этими средствами. Исследователи говорят о лексической, текстовой, жанровой компетенциях. Если признавать слово как лексему ведущей языковой единицей, важность слова в выполнении различных функций языка и речи, значимость слова в познании окружающего мира, то лексическую компетенцию можно признать ведущим компонентом языковой личности. В.Д.Черняк, характеризуя лексическую компетенцию носителя родного языка, говорит о следующих признаках, по которым можно определять уровень ее развития: «по уровню владения лексической нормой (знание семантики, функциональных возможностей, его деривационного потенциала, учет в процессе коммуникации коннотативно-прагматического фона) и по степени свободы оперирования словом, проявленной в процессе коммуникации» [Черняк 1998: 13,15], а также соотношение активной и пассивной части словаря. «Речевой портрет языковой личности в значительной степени определяется богатством ее лексикона. Именно оно обеспечивает свободу и эффективность речевого поведения, способность полноценно воспринимать и перерабатывать поступающую в вербальной форме информацию» [Русский язык и культура речи 2002: 9]. Языковая компетенция оказывается в соположении с коммуникативной компетенцией и прагматической. Если по отношению к учащимся понятие «языковая личность» включает, прежде всего, готовность ученика к полноценной речевой деятельности (Т.Г. Рамзаева), то по отношению к будущему учителю начальных классов, по-видимому, целесообразно считать исходным понимание языковой личности «как совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений» [Караулов 1987:3]. Учебное пособие «Развитие языковой и коммуникативной компетенции на занятиях по русскому языку» [Шатунова, 2002], направленное на формирование осознанного отношения к изучению родного языка, отражает многолетний опыт реализации в подготовке учителя начальных классов коммуникативного, деятельностного подхода в обучении русскому языку на основе взаимосвязанности изучения единиц всех уровней. Так как коммуникативная компетенция – умение сложное, приобретается в речевой среде, на специально проводимых занятиях и проявляется во всех видах речевой деятельности, в пособие включены задания разного уровня трудности, лингвистические упражнения поискового характера, содержащие новизну языковых факторов и требующие решений творческого характера, лингвистические задания, связанные с анализом готовых решений, задачи на выбор одного из нескольких предложенных решений, задачи на воспроизведение чьих-то методических рекомендаций, что обусловило активное применение приема комментированного чтения специальной литературы. В дидактическом материале рубрик «Учимся наблюдать», «Развиваем чувство языка», «Под лингвистическим микроскопом», «Экология языка и речи» использованы различные нетрадиционные упражнения. Материалы для самопроверки, направленные на совершенствование у студентов самоконтроля, позволяют им сравнивать личный опыт языкового комментария с мнением ученых, овладевать самодиагностикой языкового развития и видеть динамику языкового образования. Обращение к текстам как дидактической единице помогает соединять познание системы языка и познание норм и правил общения. Обращение к художественным текстам значимо и для развития языкового чутья: велико эмоционально-смысловое воздействие текстов, образцы точного употребления слова, образного использования языковых средств. Проблемы экспрессивно-образного восприятия мира относятся к числу актуальных в формировании языковой личности учителя. В пособии используются: метод наблюдений над языковыми единицами, метод рассуждения, метод трансформации и реконструирования, метод незаконченного предложения, лингвистический эксперимент, самодиагностика. Материалы пособия выполняют роль средства формирования активного отношения к решению различных учебных и профессиональных проблем. В разной степени в пособии решаются дидактические функции: информационно-коммуникативная, познавательная, мотивационно-стимулирующая, организационно-управляющая, самообразовательная, исследовательская, развивающе-воспитательная и контрольно-оценочная. Для успешного решения задач обучения родному языку важно учитывать, что: язык – это знаковая система, он материален, функционирует в форме речи, точное значение языковых единиц определяется текстом [Федоренко 1964:5]. Корректируя языковую подготовку учителя начальных классов [Шатунова 1999; Шатунова 2001], мы учитываем, что структура образования современного школьника предполагает такое важное методическое условие, как взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника. В учебных стандартах школ России в число формируемых и развиваемых ключевых компетенций включены социальная, информационная и языковая. Языковая компетенция понимается как знание учащимися самого языка, владение его нормами, включая орфографическую и пунктуационную [Учебные стандарты школ России 1998: 69]. Уровень языковой компетенции и развитие языковой личности будущего учителя в значительной степени обусловливаются: − организацией языкового образования и речевого развития студентов как единого процесса с четко выраженной коммуникативной направленностью, поисковой деятельностью; − использованием лингворечевых упражнений в решении задач общения, воздействия, регуляции собственного речевого действия; − постоянным наблюдением над функционированием языковых единиц с учетом фактов диахронии. Многолетний опыт работы убеждает, что осознанное усвоение студентами знаний о языковой системе, создание проблемных ситуаций, творческая атмосфера на учебных занятиях, поисковая деятельность помогают развивать не только общеучебные умения, но и способствуют развитию познавательные способностей, и способствуют профессиональному становлению будущих учителей. Чувство языка совершенствуется систематическими наблюдениями над выразительными средствами, введением эмоционально-экспрессивных средств в речь, использованием различных источников образных выражений, написанием творческих работ.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 4655 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Стоунхендж — символ жизни после смерти
    READ THE FOLLOWING TEXTS AND DECIDE WHAT...
    Новинка Адамчик Н.В. Большой англо-русск...

    Местоимение Such 
    Олимпийские игры. 
    Conan Doyle 

    Класс по английски ( мастер - класс )
    1 день с «Битрикс24»
    Английский язык для школьников

    Традиционное понимание проекта 
    Бреус Е.В. Основы теории и практики пере... 
    Новые информационные технологии в обучен... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта