Об этой статье мне рассказал мой приятель-студент, который в прошлом году съездил по программе http://www.intexusa.ru, и ему очень все понравилось. В этом году он собирается снова туда поехать, заработать еще денег и попутешествовать по Америке. Личностное развитие ребёнка идёт при поддержке различных институтов социализации, в том числе и школы. Вопрос о роли педагогической системы общеобразовательных учреждений в целом и учителей в частности в становлении гендерной социализации девочек и мальчиков в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость. Ибо эта проблема детерминирована процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских гендерных ролях в современном обществе. Важным фактором психического развития личности является социальная ситуация развития. Частью социального развития являются ожидания, представления, в том числе и гендерные установки учителей. Исследования, проводившиеся отечественными и зарубежными учёными, показывают, что на гендерную социализацию ребёнка непосредственно оказывает влияние такой фактор социальной среды, как особенности ближайшего социального окружения. Гендерные представления и установки значимых взрослых обуславливают их взаимодействие с детьми и стимулируют развитие определённых личностных черт. Таким образом, гендерные установки учителей, как значимых взрослых, с которыми дети проводят значительную часть времени, стимулируют детей к проявлению именно тех полоролевых черт, которые, по мнению учителей, должны быть свойственны и желательны для мужчин и женщин. Однако проблема заключается в том, что предлагаемые детям гендерные стандарты учителей, сформированные ещё в детстве, отличаются патриархальностью и представляют собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе. Поэтому учителя косвенно ориентируют мальчиков и девочек на приобретение ими разных поведенческих навыков, то есть детям задаются разные пути социализации вне зависимости от их индивидуальных особенностей [Отвечалина, 2005]. А между тем, существуют точки зрения, что современная школа должна давать ученикам возможность развивать свои индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов [3,6], иначе затрудняется раскрытие индивидуальностей, ограничивается самореализация человека [Штылёва, 2002]. Однако проблема в том, что в сознании педагогов гендерные установки выражены больше, чем в сознании обучаемых ими детей [ Апарцева, 2005] и в результате через образование воспроизводится жёсткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, которые становятся объективным препятствием для гендерного равенства [6]. Учёные считают, что в последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков [Силласте Г.Г., Бендас Т.В., Кон И., Попова Л.В., Прокопчик Е.Г.]. С чем же это связано? По мнению Прокопчик Е.Г., формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура [Е.Г. Прокопчик, 2003]. Также, исследование проведённое автором показывает, что самые большие затруднения педагоги испытывают именно в работе связанной с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Пищик В.И. исследованиями доказывает факт транслирования педагогом своего менталитета ребёнку [2]. Работы Е.Ярской-Смирновой и П.Романова подтверждают ограничивающий характер гендерных установок учителей и то, что учитель транслирует ученикам свои гендерные установки на уроках (например, на уроках литературы, анализируя поведение героев). Также Е.Ярской-Смирновой был проведён гендерный анализ учебных материалов, который также показал, что учебники пронизаны лингвистическим сексизмом, выступают носителями традиционно-патриархальной культуры и пользуются её дискурсом . Таким образом, можно сделать вывод, что учительницы и учителя, работающие в современной российской школе, как правило, не обладают необходимым уровнем гендерной компетентности и более того, они сами являются носителями патриархатных гендерных стереотипов и сексистских установок. Поэтому в настоящее время существует потребность в гендерном просвещении педагогов, в формировании у них гендерной компетентности, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у подрастающего поколения [ Прохорова, 2004].
|