ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 04.05.2024, 11:24

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    ЯЗЫКОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИСТОВ И МОДЕРНИСТОВ.

    Лингвистическое искусствоведение изучает вопросы, связанные с отношением искусства к языку. Оно занимает смежное положение между лингвистикой и искусствоведением в целом, но в особенности одним из его разделов – литературоведением. Междисциплинарное положение лингвистического искусствоведения мешало формированию этого раздела внешней лингвистики в относительно самостоятельную науку. Его проблемы решались в рамках поэтики, стилистики и других филологических дисцип­лин. Неопределенность дисциплинарного статуса лингвистического искусствоведения приводит к затруднениям, связанным с осмыслением его задач. Попытку выделить лингвистическое искусствоведение в особую науку предпринимал в свое время
    В. В. Виноградов. Однако и у него (см. его книгу «О языке художественной литературы». – М., 1959) предмет этой науки не выведен с достаточной отчетливостью. Наибольших успехов в области лингвистического искусствоведения достиг М. М. Бахтин (см. его книги: Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979; Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Эстетика словесного творчества. – М., 1979). Опираясь на эти работы, мы можем сформулировать назначение лингвистического искусствоведения следующим образом – оно состоит в исследовании проблем, связанных с отношением к языку художественной литературы как со стороны отдельных писателей, так и со стороны различных литературных направлений (классицизма, романтизма, символизма и т. д.). В качестве материала в лингвистическом искусствоведении выступают в первую очередь художественные произведения как таковые и лишь во вторую очередь – суждения их авторов о языке художественных произведений. Эти суждения имеют лишь косвенное отношение к лингвистическому искусствоведению, поскольку его основная цель – выявление языковых принципов, из которых исходил тот или иной автор при написании своего произведения. Эти принципы в конечном счете объединяют художников слова в те или иные направления. Остановимся здесь лишь на сопоставлении лингвоэстетических взглядов реалистов и модернистов. Основное различие между реалистами и модернистами состоит в том, что первые исходят из приоритета содержания художественного произведения над его формой (языком), тогда как другие отдают предпочтение форме художественного произведения перед его содержанием. Так, великий реалист Лев Толстой, по свидетельству В. Ф. Лазурского, даже у А. А. Фета усматривал издержки формализма. Прочитав вслух стихотворение: Говорили в древнем Риме. Что в горах, в пещере темной. Богонравная Сивилла. Вечно юная, живет, Что ей все открыли боги, Что в груди чужой сокрыто, Что таит небесный свод. Только избранным доступно Хоть не самую богиню, А священное жилище Чародейки созерцать... В ясном зеркале ты можешь, Взор в глаза свои вперяя. Ту богиню увидать. Неподвижна и безмолвна, Для тебя единой зрима На пороге черной двери, – На нее тогда смотри! Но, когда заслышишь песню, Вдохновенную тобою, – Эту дверь мне отопри! Лев Николаевич спросил: «Ну, что это? Не понимаю, почему черная дверь, а не пунцовая? А ну, кто поймет, тому двугривенный дам» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. – М., 1960. Т. 2. – С. 5). Л. Толстой был готов отказать стихотворной речи в праве на существование. «Стихов не понимаю и не люблю, – говорил он;— это ребусы, к которым нужно давать разъяснения» (Там же). Подобное отношение к поэзии писатель связывал с ее формальными ограничениями, которые мешают передавать то или иное содержание. Л. Толстой так говорил об «Анчаре» А. С. Пушкина: «По этому прекрасному стихотворению видно, как поэты связаны рифмой. Слово «лыки» понадобилось для рифмы к «владыки», а какие лыки могут быть в пустыне?..» (Там же). Модернистов не пугает бессодержательность художественного произведения. В идеале они стремятся к абсолютизации художественного слова как такового. Так, футуристы А. Крученых и В. Хлебников писали в 1913 г.: «До нас речетворцы слишком много разбирались в человеческой душе... Нет! Пусть же лучше поживут словом как таковым, а не собой» (Цит. по: Виноградов
    В. В. О языке художественной литературы. – М., 1959. – С. 116). По части создания формалистических шедевров А. Крученых, очевидно, превзошел всех своих собратьев-модернистов. Реализуя свои лингвоэстетические взгляды, он создал стихотворение «Глухонемой»: Муломнг улва Глумов кул Амул ягул валгу За-ла-е У гул волгала гыр Марча. Более содержателен Игорь Северянин. Он был мастером словосложения. Вот только некоторые примеры созданных им сложных слов: женоклуб, грезофарс, электроробот, луносон, горлоспазмы, бронзольвы, сребротоны, белороза, бичелучье, цветоплеть, ветропросвист. В основе лингвоэстетической теории М. М. Бахтина лежит учение о двух принципах – монологизме (монофонизме) и диалогизме (полифонизме) художественного слова. Художник, который отдает предпочтение первому из этих принципов, видит в слове одностороннюю сущность, а именно – лишь средство выразить ту или иную мысль или то или иное чувство. Он не учитывает диалогического компонента художественного слова, т. е. не предполагает в нем ответ слушающего. Монологизм в конечном счете игнорирует «равноправность сознаний в отношении к истине» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.– С. 309). Монологическое слово односторонне. Особенность художественного произведения, в котором на ведущее положение выдвигается монологический (или монофонический) принцип, состоит в том, что голос автора в нем в конечном счете заглушает голоса его героев, поскольку автор в этом случае возвышается над своими героями как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении. Он знает больше своих героев и лучше их. «Монологизм, – пишет М. М. Бахтин, – в пределе отрицает наличие вне себя другого равноправного и ответно-равноправного сознания, другого равноправного «я» (ты). При монологическом подходе (в предельном или чистом виде) другой всецело остается только объектом сознания, а не другим сознанием. От него не ждут такого ответа, который мог бы все изменить в мире моего сознания. Монолог за­вершен и глух к чужому ответу, не ждет его и не признает за ним решающей силы. Монолог обходится без другого и потому в какой-то мере овеществляет всю действительность (т. е. относится и к человеку как к неодушевленной вещи.– В. Д.). Монолог претендует быть последним словом» (Там же. – С. 318). Монологический тип отношения к художественному слову преобладал в истории литературы. Более того, этот тип занимает господствующее положение в мировой литературе до сих пор, хотя еще у Ф. М. Достоевского был реализован диалогический (полифонический) принцип отношения к языку. Он видел в художественном слове двустороннюю сущность, т. е. усматривал в нем средство, с помощью которого говорящий не только что-либо выражает, но и предполагает в нем возможный ответ слушающего. Подобным образом художник-полифонист относится и к своему слову в произведении, за которым стоит его собственная точка зрения. Она выступает в полифоническом произведении как одна из точек зрения, равноправная с точками зрения, его героев.
    М. М. Бахтин писал: «В его (Ф. М. Достоевского. – В. Д.) произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объ­ектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность; в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев» (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979). Автор полифонического произведения относится к своим героям как к равным. Не возвышается над ними ни в интеллектуальном, ни в нравственном отношении. Он признает самоценность любой точки зрения на мир. Вот почему М. М. Бахтин считал Ф. М. Достоевского «бескорыстным художником, который ничего не берет от мира». И далее: «Такого последовательного антигедонизма нигде больше не найти» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 311).

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 2916 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Благовещенская Т.А. Первые уроки английс...
    Георг YI, король Англии
    Добро пожаловать в мир знаний!

    Dolphins. Задания к фильму 
    ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ... — ЖЕ... 
    My Room 

    Английский язык для школьников №23
    Английский язык для школьников №15
    Рекомендованная литература для обучения ...

    Джилл Джерри, Лавджой Сэмми/ Jerry Jill,... 
    WHAT IS BEHIND THE WELL-KNOWN PHRASE &qu... 
    Варваризмы 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz