Детская психика чрезвычайно склонна к
образованию навязчивых связей. К ним относятся тики, навязчивые действия и
страхи и так далее и тому подобное. Сами по себе, особенно в самом начале после
их появления, эти состояния ничего болезненного не несут. И если они появились,
надо основательно разобраться – что могло привести к этому?И что нужно сделать, чтобы стимулировать
ребенка к прекращению этого дела?
Когда тебе было примерно 4 года, вечером,
во время ужина, я (папа) подмигивал тебе и спрашивал: «Как дела, сынуля?» А ты пытался мне подмигнуть
в ответ. Но у тебя ничего не получалось - ты пытался делать это сразу обоими
глазами.
И вот через
некоторое время мы заметили у тебя спонтанные моргания обеими глазами. Когда мы
тебя спросили - что ты делаешь, ты сказал, что глаза дергаются сами по себе. Но
мы-то знали, что у тебя, скорее всего, таким образом закрепились попытки
«подмигнуть» папе.
И мы попросили
тебя больше не делать этого, объяснив, что это в такой форме закрепилось твое
желание подмигнуть. И что так делать плохо, это может закрепиться как дурная
привычка. Но у тебя ничего не получалось – подергивания продолжались.
Тогда я
«разозлился» на тебя и сказал, что я прекрасно знаю, что если ты захочешь, то
сможешь остановить подергивания. И если я хоть еще раз увижу, что ты так
делаешь, то выпорю ремнем. И навязчивые движения тут же прекратились!
Понятно, что мой
«гнев» гневом не являлся. Я просто прекрасно знал, что в этом случае надо
действовать или кнутом или пряником. И решил, что на данный момент «кнут»
поможет лучше. Правда, для того, чтобы в подобных ситуациях получить желаемый
эффект, с «кнутом» и с «пряником» надо обращаться очень осторожно и умело.
Но если у
ребенка эти навязчивости никак не проходят, а, наоборот, усиливаются и
«размножаются», то это говорит о том, что родители своими действиями
поддерживают и стимулируют их сохранение. И вместо того, чтобы постепенно
отучать ребенка делать это, они его приучают получать от навязчивостей
дивиденды.
Например,
родители из-за этой "болезни” начинают уделять ребенку больше внимания, дарить
подарки, закармливать конфетами. В этом случае «пряник» является дополнительным
стимулом для продолжения навязчивостей. При помощи такого же механизма
длительное время поддерживаются заикание и энурез.
Но если бы в случае с тобой я решил применить
«пряник», тозаключил бы с тобой
договор: сегодня нет навязчивостей – получи пряник. И так далее. Но пряник
предполагает использование, в случае необходимости, «кнута». И ребенок должен
об этом знать. Тогда желание получить «пряник» и избежать «кнута» обязательно
приведет к желаемому результату.