Учебные действия можно классифицировать по разным
основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить
такую последовательность действий.
1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к
решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо
выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в
результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается.
2. Действия планирования. Принимая для себя цель
решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора
соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности.
3. Исполнительские действия. Они представляют собой
внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а
также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи.
Эти действия также классифицированы по различным
признакам.
1. Преобразующие и исследовательские действия.
Данное различие основано на том, каким именно преобразованиям подвергаются
изучаемые объекты и каков масштаб этих объектов. Под преобразующими действиями
понимаются непосредственные манипуляции над конкретным объектом с целью
выявления его свойств, при этом ученику уже могут быть известны общие закономерности
и принципы функционирования объектов данного класса (например, решение задачи
по математике на основе изученных ранее правил, законов и формул).
Исследовательские действия направлены на раскрытие общих закономерностей,
которые ранее не были известны учащемуся, и это раскрытие может происходить
чисто теоретически, на основе объяснения либо на конкретных примерах, разбор
которых подчинен цели уяснения нового обобщенного способа действий.
2. В соотнесении с познавательными процессами среди
учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия.
Перцептивные действия воплощают в себе процесс восприятия и включают опознание,
идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного.
Мнемические действия осуществляются на базе процесса памяти, среди них можно
выделить заучивание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение,
воспроизведение. Мыслительные действия включают прежде всего логические
операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию
и др. Все эти операции являются различными способами раскрытия существующих
связей и отношений между объектами и внутри них. Каждое сложное
интеллектуальное учебное действие включает в себя и большое количество часто не
дифференцируемых перцептивных, мнемических и мыслительных операций. В силу
того, что они специально не выделяются в общей группе учебных действий, учитель
иногда не может точно диагностировать характер затруднения ученика при решении
учебной задачи.
3. Репродуктивные и продуктивные действия. К
репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным
критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования,
создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются
как продуктивные. Существуют также действия, которые в зависимости от условий
могут быть и теми и другими.
4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося.
При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более
итоговый, сличается с поставленной целью. Таким образом оценивается, насколько
процесс решения приблизился к достижению поставленной цели. Действия контроля и
оценки ученика представляют собой интериори-зированные действия учителя,
поэтому психологический механизм их формирования особый.