Успехи в обучении и воспитании детей прямо зависят от
мотивации, т. е. наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний
и приобретению определенных личностных качеств.
Многочисленные сложности в области учебной мотивации
объясняются рядом обстоятельств: 1)до конца неизвестны все мотивы, в силу
которых дети разного возраста и с разными индивидуальными особенностями
включаются в учение, общение, оказываются заинтересованными в приобретении
новых личностных качеств, знаний и умений;
2) над мотивами учения детей задумываются взрослые,
которые уже не помнят истинного положения дел в детстве и могут только гадать о
подлинных мотивах детского поведения;
3) среди самих детей существуют огромные индивидуальные
различия: то, что значимо для одного, не представляет интереса для другого;
4) сама мотивация оказывается ситуационно изменчивой, а
то, что подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних
ситуациях, может быть неадекватно в других.
Таким образом, одна из главных задач в обучении и воспитании
– научиться практически воздействовать на мотивацию ребенка и свести к минимуму
факторы, снижающие ее.
Мотивированность в учении можно понимать как личную
заинтересованность ученика в получении знаний и умений. Мотивы учения – это
психологическая характеристика интереса учащегося к усвоению знаний и
собственному развитию.
Мотивация может быть ситуационной (обусловленной внешними
факторами) и личностной (определяемой внутренним устремлениями). Выделяют также
релевантную мотивацию, имеющую прямое отношение к приобретению знаний и умений
(например, любознательность ребенка), и нерелевантную мотивацию, не имеющую
прямого отношения к учению и развитию (например, ребенок учит урок, чтобы
избежать наказания).
Когда мы говорим о мотивации ребенка, то не можем обойтись
без такого понятия, как детский интерес. Л.С. Выготский определяет интерес как
форму проявления инстинкта, как нацеленность психического аппарата ребенка на
определенный предмет. Интересы имеют универсальное значение в жизни ребенка.
Чрезвычайно сложная психологическая задача – найти верный интерес и следить за
тем, чтобы от него не уклоняться и не подменять его другим.
Существует психологическое правило перехода естественных
интересов к интересам прививаемым, воспитание которых и есть главная цель.
Чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с
чем-либо привлекающим нас, уже знакомым, но он должен заключать в себе и новые
формы деятельности. Совершенно новое и совершенно старое не способно
заинтересовать нас. Кроме того, чтобы сопоставить новый предмет и личное
отношение к нему ученика, надо сделать его изучение личным делом ученика. Иными
словами, к новому детскому интересу надо идти через уже существующий детский
интерес. Например, Торндайк предлагал для изучения химии использовать
естественный интерес детей к кухне, но так, чтобы потом интерес к химии подавил
интерес к кухне.