Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в
целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из
наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований,
в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии
и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии
абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный
ряд: интерес к учебному предмету – 27,2 %; желание обучать данному
предмету – 16,2 %; стремление посвятить себя воспитанию детей –
19,2 %; осознание педагогических способностей – 6 %; желание иметь
высшее образование – 13 %; представление об общественной важности,
престиже педагогической профессии – 12,2 %; стремление к материальной
обеспеченности – 2,2 %; так сложились обстоятельства – 4 %.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в
соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям,
то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию,
руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их
личности.
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным
мотивом во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что
мотив – это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная
потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто
познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной
профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же
стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное
положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и
родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и
т. п.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные
(мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности
предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих
учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают
как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают.
Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и
мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае
может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с влечением,
вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае – тягостно, с
неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но
сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается
несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости.
Полимотивированность педагогической деятельности – явление обычное: учитель
может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время
удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и
материальное поощрение и др.).
К социально-ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство
профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей,
честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная
честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание
высокой миссии учителя; любовь к детям и др.