Членение лингвистики на внутреннюю и внешнюю было осуществлено впервые крупнейшим швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857— 1913) в его знаменитом «Курсе общей лингвистики» (1916). Это членение предполагает различные точки зрения на изучение языковых явлений. Внутренняя лингвистика исследует язык как таковой. Она абстрагируется от неязыковых объектов. Внешняя лингвистика, напротив, изучает язык в одном ряду с теми или иными неязыковыми явлениями. В ее задачу входит исследование таких свойств языка, которые имеются и у других объектов. Какова научно-отраслевая структура внешней лингвистики? Какие научные отрасли входят в состав внешнелингвистических дисциплин? Внешняя лингвистика занимает промежуточное положение между лингвистикой как таковой и другими, нелингвистическими, науками. Свою отраслевую структуру она заимствует у нелингвистических наук. Возникает вопрос: что это за науки? Как их представить в системе? Производить классификацию наук, очевидно, следует на объективной основе. В выявлении отраслевой структуры науки в целом мы должны следовать за структурой объективного мира. Из каких же компонентов состоит современный мир? Он включает четыре вида объектов – физических (мертвых), биологических (живых), психологических и культурологических. Иначе говоря, наш мир включает четыре компонента – мертвую природу, живую природу, психику и культуру. Каждый из этих компонентов изучается соответственной наукой. Мертвая природа изучается физикой, живая природа – биологией, психика – психологией и культура – культуроведением (или культурологией). Последовательность, в которой мы назвали данные науки, не случайна. Именно в этой последовательности развивались, эволюционировали предметы их исследования. В самом деле, первичной по происхождению является мертвая, неорганическая, материя. Из ее недр вышла живая, органическая, материя. Благодаря биофизической эволюции в свою очередь возникла психика – способность к идеальному отражению материального мира. Особенно большого прогресса на пути развития этой способности достигли наши животные предки – человекообразные обезьяны. В своем психическом развитии они опередили всех остальных животных. Благодаря чему произошел переход обезьян в людей? Благодаря тому, что мышление человекообразных обезьян достигло такой степени своего развития, что они сумели увидеть в мире то, что можно изменить, преобразовать, усовершенствовать, улучшить. С того момента, как только эта способность принесла первые плоды, началась история человечества. Уже самые первые продукты преобразующей деятельности наших предков (обработанные шкуры животных, использующиеся в качестве одежды, примитивные орудия труда и т. д.) были продуктами культуры. Культуру составляет все то, что было создано человеком в результате его воздействия на природу и самого себя. Благодаря развитию культуры, люди становились и становятся людьми всё в большей и большей степени. Чем выше культурный уровень человека, тем дальше он оторвался от своего животного предка. Это относится к конкретному человеку, отдельному народу и, наконец, к человечеству в целом. Чтобы человечество становилось все более человечным, оно должно развивать свою культуру. Из каких компонентов состоит культура? Прежде всего мы должны поделить ее на материальную и духовную. Разница между ними состоит в том, что первая создается для удовлетворения потребностей биологических, а другая – для удовлетворения потребностей духовных. Основными компонентами материальной культуры являются пища, одежда, жилище и техника. К основным компонентам духовной культуры в свою очередь относятся религия, наука, искусство, нравственность, политика и язык. Любой продукт культуры изучается в культуроведении, дисциплинарная структура которого зависит от того, какой именно компонент культуры изучает соответственная культурологическая наука. Так, религия изучается религиеведением, наука – науковедением, искусство – искусствоведением, нравственность – этикой, политика – политологией и язык – лингвистикой. В свою очередь продукты материальной культуры изучаются растениеводством, животноводством и т. д. Каково место философии в структуре науки? Специфика этой науки состоит в том, что она изучает общие (или наиболее общие) свойства любого – физического, биологического, психологического или культурологического – объекта. В соответствии с этим мы можем сказать, что философия возвышается над другими науками. Первоначальную модель современной науки мы можем представить следующим образом: Философия ФизикаБиологияПсихологияКультуроведение
В рамках культуроведения в свою очередь мы можем выделить, с одной стороны, религиеведение, искусствоведение, науковедение, этику, политологию и лингвистику, а с другой стороны, те науки, которые связаны с одеждой, пищей и другими продуктами материальной культуры (включая технические науки). Опираясь на дисциплинарное строение науки в целом, мы сможем ответить на вопрос о том, какова научно-отраслевая структура внешней лингвистики. Последняя вытекает из связи языкознания с философией, физикой, биологией, психологией и другими нелингвистическими науками. Вот почему в состав основных внешнелингвистических дисциплин входит пять наук – философия языка (лингвофилософия), лингвофизика, биолингвистика, психолингвистика и лингвистическое культуроведение. Философия языка исследует язык в одном ряду со всеми видами объектов, тогда как лингвофизика изучает физические свойства языка, биолингвистика – биологические свойства языка, психолингвистика – психические свойства языка и лингвистическое культуроведение – культурологические свойства языка. В свою очередь в состав последней науки входят следующие дисциплины: 1. Лингвистическое религиеведение. 2. Лингвистическое науковедение. 3. Лингвистическое искусствоведение. 4. Лингвоэтика. 5. Лингвистическая политология. 6. Лингвостилистика. 7. Лингвотехника. 8. Лингвокибернетика. Первая из перечисленных дисциплин изучает отношение религии к языку, вторая – отношение науки к языку, третья – отношение искусства к языку, четвертая – отношение нравственности к языку, пятая – отношение политики к языку, шестая – отношение к языку со стороны религии, науки, искусства и других продуктов культуры, седьмая – отношение техники к языку и восьмая – отношение кибернетики к языку.
|