Общеучебные умения и навыки – это такие умения и
навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим
предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий,
используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные
умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо
учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь
других специфических действий этого предмета или смежных предметов.
Четкую границу между узкопредметными и общеучебными
умениями и навыками провести довольно трудно.
Вместе с тем все учебные умения и навыки, формируемые в
каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) общие, которые формируются у учащихся не только при
изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и
имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной
практике, например навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.; 2)
специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе
обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом
предмете и отчасти в смежных предметах, например определение общего
сопротивления цепи проводников в физике или вычисление валентности сложного
химического вещества и т. д. Чтобы поставить перед учениками четкую цель,
ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений.
При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа
предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений
и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при
изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные,
существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение
учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как
предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения
которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.
После мотивационного формирования умения следует этап
организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной
деятельности ученик должен прежде всего получить образец или правило, алгоритм
работы. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать,
необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно
знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их
в собственной практике. Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть
односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на
простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность,
предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение,
ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда
же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения
этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Таким
образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая
деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в
умственном плане.