Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
Роль
образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой
человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, по каким
законам осуществляется развитие человека в образовательном процессе, определяет
содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагогическое мышление,
позицию педагогов и обучающихся, уклад жизни учебных заведений. Цели и задачи
образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества,
производной от социальных представлений о природе и возможностях человека.
Культурологический подход к образованию предполагает
рассмотрение вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в
качестве одной из главных характеристик культуры в целом. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание,
развитие) - специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда,
в системе социальных норм, в совокупности отношений. В культуре может
фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида и социальной группы.
В простом, медленно развивающемся обществе человек слит со своей культурой.
Обычаи, верования, привычные общественные формы кажутся ему единственно возможными
и верными. Проявление автономии культуры по отношению к человеку, а
следовательно, и необходимость образования достигаются при определенном уровне
общественного и духовного развития.
Многочисленные
результаты эмпирических исследований позволили М. Мид выделить три типа культур
в истории человечества - постфигуративные
(дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые
учатся в основном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут
учиться и у своих детей).
В середине XX в. в исследованиях культурологов
подлинной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки и
жизненная история. Понятия, которые вводятся ими в науку - «базовая личность»,
«национальный характер», «социальный характер», - свидетельствуют о повышенном
интересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.
Базовая личность определяется как устойчивая совокупность
черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком
диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и
политическими взглядами.
«Социальный характер - это результат динамической адаптации
человеческой природы к общественному строю» [10]. Социальный характер, связывая
тип культуры с определенным типом личности, и служит системой, с помощью
которой происходят поиск, отбор и переосмысление информации. Он может изучаться
путем систематического наблюдения, сравнительного изучения биографий,
тестирования.
Любой народ богат
представителями самых разнообразных психологических типов, но тем не менее
некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того, у
представителей любого народа одни психологические качества доминируют над
другими.
В своей работе
«Психологические границы общества» А. Кардинер [8. - С. 203] отмечает, что
социальный характер состоит из «систем действий» и «проективных систем». В
процессе вхождения в культуру происходит перенос возникших в детстве
«проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ матери переносится на
других женщин, в частности на жену, образ отца - на мужчин, облеченных властью.
Важнейшими элементами
воспитания А.Кардинер
считает постоянство или спорадичность материнской заботы; регулярность питания;
отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку; помощь в научении
ходить, говорить; способы наказания; время и методы отнятия от груди; контроль
за опорожнением желудка. Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора в 600
милях восточнее Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса
нравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы
редко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и
ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают
приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в
отношениях играют деньги.
По-другому воспитывались дети
в племенах команчей, которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в
племени играли молодые мужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка
ждали, радовались его появлению. Грудью кормили долго. Система требований к
ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи.
В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная уверенная
личность. Взрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность.
А.Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на
примере небольшого американского городка Плейвилля. Большую роль в воспитании
здесь играет авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывают в
чистоте, комфорте, стремятся развить в нем привязанность к родителям. Однако
чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывают неблагоприятное
воздействие на развитие личности, порождая пассивность и инертность.
В России воспитание
отличается от воспитательных традиций других народов; главная черта русского
характера заключается в его внутренней антиномичности. Это подчеркивали еще С.
Булгаков, Н. Бердяев и Н. Лосский. В.Г. Белинский говорил о бессилии при силе,
бедности - при огромных богатствах, бессмыслии - при уме природном, тупости -
при смышлености природной. Г.Струве - о легковерии без веры, борьбе без
творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволения. Постоянное
несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными и живыми нравами
народными отмечал А.С. Хомяков. Русскому народу свойственна специфическая
национальная психология, проявлениями которой являются ответственность
перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в
настоящем, суетливое беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому
народу, выделяют максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости,
разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность,
недальновидность.
Специфику русского
национального характера объясняют географическим положением России, ее
историей, в первую очередь взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на
генофонд, специфическим ландшафтом, характером русской природы. На формирование
личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянской жизни в холодном
климате - смена бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и
освобождение после весенней оттепели. В психологической антропологии есть
попытки исследовать особенности национального характера традицией тугого пеленания
младенцев, существующей в России, которое приводит к тому, что дети растут
сильными и сдержанными, признавая необходимость сильной внешней власти. На
короткое время младенца освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним.
Многие русские, по мнению иностранных психологов, испытывают сильные душевные
порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов
депрессии и самокопания. Особенности российского менталитета заключаются в
доминировании оральной культуры, характеризующейся неумеренной склонностью к
еде, питью и пению.
В
типологической модели личности отечественного психолога Б.С. Братуся [2]
приводятся характеристики типа «перестроечной личности», которой свойственно
переходное потребностно-мотивационное состояние: есть желание, но нет предмета,
ему отвечающего. Очень важно, с его точки зрения, не ошибиться в выборе этого
«предмета». Он советует по примеру Л.Н. Толстого «брать выше», «для достижения
реального и возможного стремиться к идеальному и невозможному».
«Мы
бы хотели сохранить и передать будущему эти наши национальные черты мятежности
и тревоги, эту упорную работу над проклятыми вопросами, это неустанное искание
Бога и невозможность примириться с какой-либо системой успокоения, с каким бы
то ни было мещанским довольством», - писал Н. Бердяев.
Однако в XXI в. ценности русской культуры
существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно
были присущи русскому народу и которые хотел сохранить Н. Бердяев. Отвергаются
ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в
жизни, благочестие, скромность). Резко возрастает ценность благосостояния
(материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности
в себе, стремление выразить свою уникальность, формируются установки на
социальное неравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с
вхождением России в общемировое цивилизационное пространство. Образцы
поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре,
«перенимаются» довольно быстро, но не подкрепленные собственным опытом, не
соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутри
личностным конфликтам.