ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 18.04.2024, 13:23

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

    Во второй половине XIX в. немецкие биологи Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали следующий биогенетический закон: онтогенетическое (индивидуальное) развитие особи в какой-то мере повторяет ее филогенетическое (видовое) развитие. Действительно, человеческий эмбрион повторяет в своем развитии три ступени эволюции – физическую (развитие зиготы – оплодотворенной клетки – от первого деления ее ядра до формирования физической организации зародыша), биологическую, связанную с развитием анатомо-физиологической природы эмбриона, и психическую, которая позволяет ему приобрести генетический (врожденный) опыт. Родившийся ребенок уже имеет такой опыт. Это позволяет ему, например, сосать материнскую грудь, хотя его никто этому не обучал. Но индивидуальный опыт ему еще предстоит приобрести. В него должна войти и языковая способность. До недавнего времени считалось, что формирование языковой способности у ребенка осуществляется главным образом в процессе подражания языку взрослых. Активно-изобретательный, творческий момент в этом процессе при этом почти не учитывался. Новые исследования в онтогенетической лингвистике показывают, что ребенок овладевает языком не только благодаря способности к подражанию, но и благодаря тому, что он во многом самостоятельно воссоздает языковую систему. Я рекомендую вам по детской лингвистике прочитать книгу Е. И. Негневицкой и
    А. М. Шахнаровича «Язык и дети» (М., 1981). В ней хорошо показан творческий аспект детской речи (см. также: Шахнароним А. М. Национальное и универсальное в развитии речи ребенка // Национально-культурная специфика речевого поведения / Под ред. Леонтьева А. А., Сорокина Ю. А., Сорокина Е. Ф. – М., 1977) Усвоение языка ребенком осуществляется в процессе двух стадий: 1) приблизительно от полугода до трех лет. Это стадии формироиания основных уровней языка; 2) приблизительно с трех лет до 6—7. Это стадия усовершенствования системно-структурных представ­лений о языке и их использование в речевой деятельности ребенка. Первая из указанных стадий включает в себя три периода – звукоподражательный, редуцированный и гиперкорректный. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Период звукоподражательной речи. Этот период характеризуется преобладанием в речи ребенка звукоподражаний: ав-ав (собака), мму (корова), мяу (кошка), ко-ко (курица), у-у-у (поезд), кх-х (спать), ж-ж-ж (машина) и т. д. В данный период формируется три уровня языка – фонетический, словообразовательный и лексический, поскольку ребенок начинает при­обретать артикуляционные навыки, создает новые для него слова посредством самостоятельного подражания звучащим предметам и использует их как лексические единицы. Этот период длится приблизительно до года. Период редуцированной (сокращенной) речи продолжается примерно до полутора лет. Он характеризуется господством в речи ребенка неполных речевых образований: абоко (яблоко), сета (конфета), тияю (стираю), деги (деньги), сиситет (университет), мока (молоко) и т. п. В данный период детский язык приобретает большее сходство со взрослым языком, чем в первый период, поскольку ребенок воспроизводит в своей речи слова взрослых. Однако в силу неразвитости у него артикуляционного аппарата, он сокращает эти слова до детских аббревиатур. В этот период начинают формироваться представления о морфологическом уровне языка. Это проявляется в дифференциации таких, например, форм, как «сета» и «сету». Данный пример показывает, что ребенок в описываемый период осуществляет морфемный анализ и усваивает морфологические формы слова. Период гиперкорректной (сверхкорректной) речи длится примерно до трех лет. Он характеризуется наличием в речи ребенка так называемых гиперкорректных (или сверхправильных) языковых форм. Так, английские дети вместо неправильных глаголов в это время употребляют правильные (вместо went «шел» – goed; вместо did «делал» – doed; вместо thought «думал» – thinked и т. п.). В русском языке можно услышать такие детские гиперкорректизмы, как «идил» (шел), «плохее» (хуже), «хорошее» (лучше) и т. п. О чем говорит наличие гиперкорректизмов в речи ребенка? О его языковой активности, поскольку он творчески применяет языковые модели по отношению к конкретным речевым образованиям. О языковой изобретательности детей говорят многочисленные детские неологизмы. Приведу лишь некоторые примеры из книги К. Чуковского «От двух до пяти»: распакетить, задверить, вытонуть, кочегарка (жена кочегара), судак (подсудимый), мазелин (вазелин), больмашина (бормашина), улиционер (милиционер), дыравчик (буравчик), пескаватор (экскаватор), мокрес (компресс) и др. В третий период детской речевой деятельности формируется синтаксический уровень языка. Дети в этот период все более свободно используют в речи различные синтаксические конструкции, которые нередко содержат забавные неологизмы. Вот некоторые примеры из упомянутой книги К. Чуковского: 1. – Вы и шишку польете? — Да. — Чтобы выросли шишенята? 2. Вся елка обсвечкана! 3. «Расширокайтесъ! Расширокайтесъ!» – кричала своим гостям четырехлетняя девочка, требуя, чтобы они расступились. 4. Я сижу и отмухиваюсь. 5. Наседка оцыплятиласъ. 6. Собака пасть разинула, а потом зазинула. 7. Погоди, я еще не отсониласъ. 8. На что это ты так углазиласъ? 9. Какой окошный дом! 10. Бабушка! Ты моя лучшая любовница! 11.«Мама, я такая распутница»! (И показала вере­вочку, которую ей удалось распутать). Вторая стадия в овладении языковой способностью связана с формированием текстуального уровня языка. В этот период ребенок способен создавать несложные тексты, однако и в отношении к другим языковым уровням он проделывает огромную работу. Она направлена на все большую конкретизацию тех представлений о языковой системе, которые он приобрел, в первую стадию языкового онтогенеза. В чем проявляется конкретизация языковой системы у ребенка? В ее наполнении новым словообразовательным и фразообразовательным материалом. Так, значительно расширяется лексический запас. Приблизительно к семи годам ребенок становится по существу взрослым в языковом отношении – в том смысле, что он к этому времени уже полностью овладевает языковой способностью. Что касается совершенствования этой способности, то оно осуществляется на протяжении всей жизни.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 4918 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010
    Пособие для подготовки к тестированию.
    Линн Виссон -"Практикум по синхронному п...

    all in a day's work 
    Laughter is the Best Medicine 
    Jerome К. Jerome 

    Английский язык для школьников №9
    Английский язык для школьников №7
    Английский язык для школьников №17

    Корпоративно-ремесленная культура. 
    Различия между Present Perfect и Past Si... 
    The staff of a newspaper 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz