ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 23.12.2024, 13:58

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАЮЩЕГО

    Психолингвистика слушающего изучает психические аспекты речевого понимания. Оно состоит, во-первых, в восприятии тех речевых единиц, которые слушающий получает от говорящего, а во-вторых, в соотнесении этих единиц с теми или иными внеязыковыми объектами. Процесс речевого понимания осуществляется в два периода – предварительный и основной. Его результатом является модель того предмета речи, который сначала был представлен лишь в сознании говорящего, а благодаря общению стал достоянием и слушающего. Предварительный период речевой деятельности слушающего. Назначение этого периода – подготовка к пониманию чужой речи. От степени этой подготовки в какой-то мере зависит и степень речевого понимания. В чем же состоит эта подготовка? В активизации правил, связанных с эффективным пониманием чужой речи. Эти правила делятся на два типа – общекоммуникативные и частнокоммуникативные. Последние связаны с определенными видами речевых ситуаций, а первые имеют отношение к любой коммуникативной ситуации. Среди общекоммуникативных правил одно из ведущих мест принадлежит принципу осторожного отношения к чужому слову. Этот принцип нашел отражение во многих пословицах. 1. Сто человек – сто мнений. 2. Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются. 3. Самый хороший учитель не без ошибок. 4. Один любит редьку, а другой – дыни.
    5. Лиса знает сто сказок и все про курицу. 6. Человек спрятан за его словами, хочешь узнать человека, вслушайся в его речь. В последней из этих пословиц речь идет о том, что о человеке можно судить не по тому, что он гово­рит, а по тому, как он говорит. Известный актер Михаил Чехов так писал по этому поводу в книге «Путь актера»: «Я, например, вычитаю мыслительное содержание говорящего человека и слушаю не то, что он говорит, но исключительно, – как он говорит. Тут сразу выступает искренность и неискренность его речи. Больше того, становится ясным, для чего он говорит те или иные слова, какова цель его речи, истинная цель, которая зачастую не совпадает с содержанием высказываемых слов... Слово человека имеет смысл и звук. Слушайте смысл, и вы не узнаете человека. Слушайте звук, и вы узнаете человека» (Цит. по: Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М., 1971. – С. 38). Частнокоммуникативные правила для слушающего способствуют более глубокому пониманию чужой речи в конкретных речевых ситуациях. Они связаны, с одной стороны, с определенными сферами общения (религиозной, научной, эстетической, этической, политической и т. д.) и с теми или иными местами, где происходит общение (церковь, лаборатория, театр и т. д.), а с другой стороны, с различными характеристиками говорящего (его биофизическими, психическими и культурными особенностями). Отсюда, например, следует, что для более глубокого понимания произведений Ф. М. Достоевского необходимо знать стилистико-жанровое своеобразие того или иного его произведения, учитывать обстановку, в которой оно писалось, а также и читается, и особенности автора. Подобным образом обстоит дело с любым другим речевым произведением. Основной период речевого понимания. Этот период состоит в понимании чужого текста как таковом. Важно отметить, что этот текст служит лишь в качестве отправной точки в процессе его понимания. Степень его понимания зависит, во-первых, от того, какой информацией о предмете речи слушающий уже обладает, а во-вторых, от его коммуникативной активности в акте речевосприятия. Иначе говоря, степень понимания чужой речи зависит от того, что получателю речи уже известно о предмете речи, а также от того, сумеет ли слушающий вступить во внутренний диалог с говорящим. «Понимание созревает лишь в ответе, – писал М. М. Бахтин. – Понимание и ответ диалектически слиты и взаимообусловливают друг друга, одно без другого невозможно. Активное понимание, таким образом, приобщает понимаемое кругозору понимающего, устанавливает ряд сложных взаимоотно­шений, созвучий и разнозвучий с понимаемым, обогащает его новыми моментами (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 95). В связи с тем, что степень понимания чужой речи зависит от эрудиции и диалогической актив­ности .слушающего, сам текст можно уподобить лишь верхней части айсберга, тогда как объем нижней части этого айсберга можно сравнить с той информацией, которую слушающий способен извлечь из этого текста. Чем больше он активен, тем значительнее нижняя часть айсберга, и наоборот.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 6389 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Encyclopedia of Russian History
    Английский и малыши
    Yummy English Camp Spring Style!

    About My Family 
    The Big Apple 
    Ex. 5. Match the six common words given... 

    Классный час по культуре поведения учащи...
    Примерное Содержание отчета по практике
    Рекомендованная литература для обучения ...

    Ключи к учебнику YUMMY ENGLISH 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Тема урока «What Can We Do to Help the E... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz