Ребенок в момент появления на свет является больше животным, чем
человеком. И все неприятности, которые возникают при его воспитании заключаются
в том, что он не знает, что для него хорошо, а что плохо. Но известно, что с животными
не удается обходиться только лаской - не зря пастух носит с собой кнут! Поэтому
и к ребенку тоже необходимо применять ту или иную степень насилия. Естественно,
мы понимаем под этим словом не грубую силу. Как раз наоборот!
И, видимо, надо все-таки объяснить – какой смысл мы вкладываем в
слово «насилие». Это слово в российском менталитете тоже обросло негативным
смыслом. В контексте этой книги мы будем это слово применять как синоним
целенаправленной коррекции поведения. То есть насилие есть способ принуждения к
изменению поведения. И оно может проводиться контактно (активное наказание) или
же только на ментальном уровне (пассивное наказание).
Чем меньше грубого насилия применяется в процессе воспитания, тем
успешнее развивается ребенок. Но ведь насилием является даже фраза: "Убери
игрушки!” Насилие может быть очень тонким. Например, мать говорит: "Я хочу,
чтобы ты сделал......”. Казалось бы, это совсем не то что: "Сделай то-то и
то-то!”
Но ребенок прекрасно понимает, что сердить маму лишний раз- очень опрометчивый поступок. И вынужден в
той или иной мере подчиниться ее требованиям. Таким образом, от своей тонкости
насилие не перестает быть насилием.