Самый яркий пример, который мы помним относительно твоего
приучения к послушанию, таков. Мы тогда жили в Йошкар-Оле. Тебе было чуть
больше года, ты только что научился ходить и вовсю изучал доступное для тебя
пространство. А в зале у нас стоял страшно дорогой по тем временам
стереокомплекс «Шарп».
И вот однажды я (папа) зашел в комнату и видит, что ты двигаешь на
нем регулирующие ползунки. Я отвел тебя от «Шарпа» и объяснил, что это очень
дорогой аппарат, что его запросто можно сломать и попросил тебя больше его не
трогать. Но стоило мне отвернуться и заняться своими делами, как ты стремглав
помчался к аппарату и продолжил свое дело.
Я опять подошел к тебе, отвел от «Шарпа» к дивану и сказал: «Сынок!
Я просил тебя не трогать «Шарп»? Просил! Я говорил тебе, что ты его можешь
сломать? Говорил! И я вижу, что ты не понял. Так вот, в следующий раз, если ты
тронешь аппарат, я тебе надаю по попке. Понял?»Мы не помним - согласился ты или нет со мной, но пока я был в комнате,
ты к стереокомплексу не подходил.
Я ушел в другую комнату, но, чувствуя, что коса находит на камень,
через некоторое время опять заглянул в ту комнату, в которой ты находился.
Узнай с двух раз, чем ты занимался? Конечно же, ты стоял около «Шарпа» и
самозабвенно откручивал ему «уши».
Я зашел в комнату, подошел к тебе, взял тебя за руку и спросил: «Я
просил тебя не трогать «Шарп»! Ты меня не послушался! Я обещал тебя наказать за
это. Так получай!» И шлепнул тебя по попе. Естественно, рев поднялся
неимоверный!
Ты побежал к маме и она взяла тебя на руки. Маме хотелось встать
на твою защиту и накричать на меня за то, что он ударил такую кроху. Но она
прекрасно понимала, что этого делать нельзя и промолчала.
После этого случая, пока я был дома, ты аппарат не трогал. Но
когда я пришел с работы, то увидел, что ты его все-таки трогал. Я привел тебя к
аппарату и сказал: «Я вижу, что ты опять трогал «Шарп»! Видимо ты меня не
понял. Поэтому я опять вынужден тебя наказать. И история повторилась: я шлепнул
тебя по попе, ты заплакал и побежал к маме.
Но С ТЕХ ПОР ты понял, что если папа что-то запретил, то НУЖНО
СЛУШАТЬСЯ! Ты четко понял, что есть определенные границы, которые нельзя
пересекать.
А в рамках разрешенного ты мог ходить колесом! И ты, наверное.
помнишь, что тогда в одной из комнат и в прихожей у нас стояли зеркальные
стеклянные столики. Ты знаешь, что они до сих пор целы, хоть и лежат где-то на
антресолях. Ты знаешь, что стены нашей квартиры никогда не превращались в
картинную галерею, что обои не были отодраны. И это результат того, самого
первого, научения с Шарпом!
Ты знал, что если это запрещено, то это запрещено НАВСЕГДА!, и
никогда не пытался проверить: «А может, теперь можно?» И, насколько мы знаем,
совершенно не расстраивался по этому поводу (когда я набирал на компьтере слово
«не», то мой палец зацепился за букву «т» и получилось «нет». Я думаю, что это
сообщение из нашего коллективного семейного подсознания, которое подсказало
мне, что все-таки тебе это не нравилось! Но, что ж поделаешь, без этого мы не
могли обойтись!)
Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь
преобразует его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся
неправильным. Это связано с тем, что или наказание было не соразмерным или же
ребенок вынужден был принять наказание, но с ним не согласился. А так как то,
за что он был наказан, делать действительно нельзя, он находит хитрую лазейку:
я не делаю то, что запрещено, но я все равно не согласен с вами и буду делать
то, что ПОКА не запрещено.