Мерой эффективности научения может быть только деятельность.
Эффективность научения зависит от очень многих факторов, относящихся к
перцептивной, мотивационной, аффективной сфере, а также от состояний сознания.
Таким образом, на эффективность данного процесса влияют: развитость познавательных
процессов; умение взаимодействовать с другими; оптимальный уровень трудности и
доступности материала; сама ситуация, в которой происходит научение: ее
продуманность и подготовка; стимулирование успехов и предупреждение неудач;
стрессы, необычные состояния (например, алкогольное опьянение); опыт и знания,
которые могут и затруднять, и облегчать научение; память, эмоциональная и
мо-тивационная активность для обработки внешней информации.
Научение и созревание. Никакое научение не будет
эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития. Развитие
происходит в процессе созревания опорно-двигательных структур, нервных структур
и сенсомоторных связей. Стадия зрелости различна для каждого органа, свойства и
функции. Такая гетерохронность определяет наличие так называемых критических
периодов. Критические, или сензитивные, периоды – это периоды, во время которых
организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды (а
точнее, определенным; стимулам среды). Научение в течение этих периодов более
эффективно, чем до и после них. Привыкание, сенсибилизация и даже классическое
обусловливание возможны уже у плода. У новорожденного первые минуты жизни
являются критическими для возникновения привязанности к родителю и дальнейшего
нормального развития личности. Оперантные формы научения появляются в первые
дни жизни. Викарное научение развивается к двум-трем годам, когда есть
осознание себя. Согласно Ж. Пиаже, когнитивные формы научения формируются очень
медленно, когда созревает нервная система и появляется возможность
устанавливать связи между отдельными элементами мира. Это происходит примерно к
пяти годам. Способность к рассуждению формируется только к 12 годам.
Далеко не все, что связано с развитием, может быть названо
научением. Например, биологическое созревание протекает по биологическим,
генетическим законам. Но научение опирается на уровень биологической зрелости.
Научение в большей степени зависит от созревания, чем созревание от научения,
так как возможность внешнего влияния на генотипиче-скую обусловленность
процессов и структур организма весьма ограничена.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как
результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую
познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии
учение рассматривают как процесс предпринимаемых учеником учебных действий,
направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и
навыков.
В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную
учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи
знаний, умений и навыков. Здесь акцент делается на то, что делает учитель.
Учебной деятельностью называют процесс, в результате которого человек
сознательно и целенаправленно приобретает новые или совершенствует имеющиеся у
него знания. Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.