Бизнес-образование стало довольно востребованным на постперестроечном пространстве. Оно прекрасно дополняет высшее образование, однако не заменяет его. Каждый специалист, желающий развиваться в данной сфере, может обучение пройти в бизнес школе.
Для чего же вообще существует бизнес-образование? Его главная задача – подготовить специалистов для труда в сферах финансов, бизнеса и экономики, как на государственных предприятиях, так и в частных фирмах.
Первая ступень развития бизнес-центров
О надобности подготовки специалистов из бизнеса заговорили впервые в нашей стране примерно в 1992 году после различных гайдаровских реформ. Но из-за кризиса в стране государство в те годы свело на нет финансирование разных объектов. Только появившиеся бизнес-центры подверглись серьезным испытаниям. И такой была начальная ступень в развитии этого вида обучения. Она характеризовалась следующими аспектами:
- Полное отсутствие интереса к бизнес-обучению от частных предпринимателей из-за их собственного шаткого положения;
- Банкротство бизнес-школ или кризис у оставшихся школ;
- Государство, которое было основным заказчиком бизнес-специалистов устраняется, многие школы оказались не у дел, да и без финансирования;
- В крупный бизнес специалист попасть может, только в том случае, если у него есть свидетельство об окончании бизнес-школ В США или Европе;
- Некоторые клиенты вынуждают школы бороться за собственное внимание, и в результате возникает жесточайшая конкуренция, в итоге остаются лишь несколько школ, которые могут предложить обучение высокого уровня.
На территории бывшего СССР к середине 90-х осталось не больше 50 бизнес-центров, и они готовили грамотных специалистов.
Вторая ступень развития
Начиная с 1995 г бизнес-образование становиться все более и более востребованным. Частный бизнес начал развиваться, точно также как и экономика всей страны. А это значит, что в бизнес-школах появляется все больше разных клиентов, желающих научиться основам бизнеса. Это руководители предприятий различного уровня, а также всевозможные специалисты.
Здесь можно выделить разные изменения:
- На смену коротким образовательным программам пришли более объемные, которые дают развернутую информацию. Желающих получить еще одно высшее образование по своей специальности, с бизнесом связанной, становится все больше и больше;
- ВУЗы вводят дополнительные дисциплины: маркетинг, управление предприятий, финансы и другие;
- Выделяется лидер, который сохранил собственные позиции до наших дней – это «Магистр делового администрирования».
Это вовсе не означает, что краткосрочные бизнес-программы исчезли, они просто претерпели изменения. Основными стали следующие моменты:
- Переобучение специалистов в соответствии с новыми потребностями;
- Руководители сами хотят получить бизнес-образование, для того чтобы суметь лучше управлять своими заводами и получать большие прибыли;
- Становится больше мастеров узкой деловой направленности, которые готовы совершенствовать имеющиеся навыки.
Маркетинг подобных школ тоже претерпевает серьезные изменения. И теперь во главе всего стоит не реклама, ориентированная на конечного потребителя, а следующие факторы:
- Разработка и продвижение узнаваемой торговой марки, что обычно влечет повышение качества всех услуг;
- Бизнес-школы создают программы, которые интересны большинству компаний, особый подход в составлении курса;
- В школах преподают специалисты самой высокой квалификации, получившие знания за рубежом, а также, имеющие разрешение преподавать в России;
- Все школы имеют теперь аккредитацию.
С середины 90-х годов того века бизнес-ценрты перешагнули на новый уровень. Вообще, сфера бизнес-образования все более и более совершенствуется и развивается. На данный момент уровень обучения в России не уступает западным аналогам, и образование, полученное в нашей стране, ценится по всему миру.
|