ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 23.07.2018, 16:21

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Советы родителям [371]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Советы родителям » Советы родителям

    Ребенок родился – каков он? Аршавский И. А.

    Обратимся вновь к описанию специфических особенностей физиологии новорожденных. И поговорим о показателях, которые могут служить для оценки состояния новорожденных — их физиологической зрелости или незрелости. Здесь неискушенному читателю потребуется терпение: речь пойдет о довольно сложных вещах.
    Как было указано выше, физиологически зрелый новорожденный характеризуется высоко выраженными признаками сгибательной мышечной гипертонии, обеспечивающей необходи-мый уровень теплопродукции. Она сочетается с соответствующей величиной теплоотдачи — за счет расширения сосудов кожи (вазодилятацией), что и сообщает коже новорожденного розовый или светло-розовый цвет. Уже через 1—1,5 часа осле рождения у ребенка уста-навливается температура тела, равная 36,6—36,8°С (в прямой кишке). Это первые симптомы физиологической зрелости.
    Далее надо упомянуть те двигательные (скелетно-мышечные) рефлексы, какие свойст-венны именно физиологически зрелым новорожденным детям. Это так называемые вызванные рефлексы, возникающие в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи ново-рожденного. Прежде всего назовем Хватательный» рефлекс. Обычно он трактуется как ло-кальный. А между тем это лишь усиление и подкрепление уже упомянутого общего тонуса — не только мышц ладони, предплечья, плеча, но и всей скелетной мускулатуры новорожденно-го. «Хватательный» рефлекс и связанное с ним повышение общего мышечного тонуса могут быть столь сильно выраженными, что новорожденного, «ухватившегося» за пальцы взрослого, молено поднять: его «хватка» способна выдержать вес тела.
    Следующий — подошвенный рефлекс; вызывается он штриховым раздражением поверх-ности кожи внутреннего края подошвы и характеризуется разгибанием большого пальца и сги-банием остальных пальцев. Следует отметить, что эта рефлекторная реакция, тоже обычно оцениваемая как локальная, одновременно сочетается со сгибанием нижних конечностей в коленном и тазобедренном суставах, а также с усилением сократительной активности ос-тальных мышц тела новорожденного (еще одно подкрепление сгибательной мышечной гипер-тонии) .
    К числу рефлексов подкрепления следует отнести тот, который не совсем правильно назы-вается симптомом Кернига. Рефлекс этот выражается в трудном разгибании ноги в колене, Когда она согнута в тазобедренном сочленении. Феномен этот — выражение преобладания сгибателей над разгибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожденных и не имеет ничего общего с истинным симптомом Кернига, отмечаемым у более старших детей лишь при воспалительных состояниях оболочек мозга (менингите) . К рефлексам подкрепления следует также отнести и так называемый «феномен ползания»: в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони. Как выражение рефлекторного подкрепления сгибательной мышечной гипертонии может быть понята и отрицательная реакция опоры у детей в этом возрастном периоде: при попытке поставить ребенка на поверхность стола он подгибает ножки и подтягивает их к животу.
    Для оценки степени физиологической зрелости используются и рефлексы обобщенной разги-бательной двигательной активности, в частности — пяточный в руководствах по педиатрии он упоминается как рефлекс Аршавского). Этот рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгибательной двигательной активности, сочетаемой с гримасой «плача» и криком. Рефлекс этот хорошо выражен у физио-логически зрелых новорожденных детей. (Кстати, слово «плач» взято в кавычки не случайно: в периоде новорожденное™ истинный плач еще отсутствует.)
    Здесь нужно сделать одну существенную оговорку. Во время кормления ребенка грудью рефлексы, вызываемые тактильными раздражениями поверхности кожи (например, «хвата-тельный», подошвенный), тормозятся. Более того, при таком воздействии можно наблюдать усиление сосательного рефлекса. Вот почему матери нередко для усиления сосательных дви-жений поглаживают щечки младенца. Если же пытаться во время кормления вызвать пя-точный рефлекс, то пищевая доминанта заметно тормозится. Одним словом, периоды кормле-ния — неподходящее время для проверки рефлексов.
    Наряду с перечисленными вызванными двигательными рефлексами следует обратить вни-мание на спонтанную двигательную активность во время сна (возникающего уже у груди ма-тери). Она связана с периодическим изменением состава крови и имеет характер либо ло-кальных вздрагиваний ручек или ножек с разгибательной тенденцией, либо обобщенной разгибательной двигательной активности, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Уместно отметить, что, как обнаружили исследования, сам по себе прием пищи (у новорожденных — молока из груди матери) без осуществления двигательной активности не обеспечивает дальнейшего роста и развития. И это понятно: именно двигательная активность, будучи фактором избыточного восстановления, определяет после рождения процессы роста и развития младенца.
    Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организ-му возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы, и тем самым — и его информационной емкости. Так, данные нашей лаборатории позволили установить, что близкородственные организмы — крысы и белки, кролики и зайцы, характеризующиеся существенно разной двигательной активностью в естественной среде обитания,— достигают к взрослому состоянию одних и тех же весовых и линейных размеров, но приобретают разную массу головного мозга. Так, у белок она больше, чем у крыс, в 3 раза, а у зайцев больше, чем у кроликов, в 2,5 раза. Число примеров можно было бы умножить.
    Категория: Советы родителям | Добавил: Admin (15.11.2011)
    Просмотров: 2750 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Елизавета I и Иван Грозный
    Американский спорт: поедание сосисок
    Идиомы

    Скачать ГДЗ Розенталь Д.Э. Русский язык.... 
    Ex. 4. Translate into English. 
    The Subjects We Do at School. My Favour... 

    Английский язык для школьников №18
    Школы Москвы №2
    Положение о порядке организации и провед...

    ENGLISH AS A WORLD LANGUAGE COUNTRIES 
    Урок по теме “BOSTON” 
    TOPIC: INTERNET AS A FORM OF MASS MEDIA ... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2018
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта