ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 02.05.2024, 17:48

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Советы родителям [373]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Советы родителям » Советы родителям

    Ребенок родился – каков он? Аршавский И. А.

    Обратимся вновь к описанию специфических особенностей физиологии новорожденных. И поговорим о показателях, которые могут служить для оценки состояния новорожденных — их физиологической зрелости или незрелости. Здесь неискушенному читателю потребуется терпение: речь пойдет о довольно сложных вещах.
    Как было указано выше, физиологически зрелый новорожденный характеризуется высоко выраженными признаками сгибательной мышечной гипертонии, обеспечивающей необходи-мый уровень теплопродукции. Она сочетается с соответствующей величиной теплоотдачи — за счет расширения сосудов кожи (вазодилятацией), что и сообщает коже новорожденного розовый или светло-розовый цвет. Уже через 1—1,5 часа осле рождения у ребенка уста-навливается температура тела, равная 36,6—36,8°С (в прямой кишке). Это первые симптомы физиологической зрелости.
    Далее надо упомянуть те двигательные (скелетно-мышечные) рефлексы, какие свойст-венны именно физиологически зрелым новорожденным детям. Это так называемые вызванные рефлексы, возникающие в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи ново-рожденного. Прежде всего назовем Хватательный» рефлекс. Обычно он трактуется как ло-кальный. А между тем это лишь усиление и подкрепление уже упомянутого общего тонуса — не только мышц ладони, предплечья, плеча, но и всей скелетной мускулатуры новорожденно-го. «Хватательный» рефлекс и связанное с ним повышение общего мышечного тонуса могут быть столь сильно выраженными, что новорожденного, «ухватившегося» за пальцы взрослого, молено поднять: его «хватка» способна выдержать вес тела.
    Следующий — подошвенный рефлекс; вызывается он штриховым раздражением поверх-ности кожи внутреннего края подошвы и характеризуется разгибанием большого пальца и сги-банием остальных пальцев. Следует отметить, что эта рефлекторная реакция, тоже обычно оцениваемая как локальная, одновременно сочетается со сгибанием нижних конечностей в коленном и тазобедренном суставах, а также с усилением сократительной активности ос-тальных мышц тела новорожденного (еще одно подкрепление сгибательной мышечной гипер-тонии) .
    К числу рефлексов подкрепления следует отнести тот, который не совсем правильно назы-вается симптомом Кернига. Рефлекс этот выражается в трудном разгибании ноги в колене, Когда она согнута в тазобедренном сочленении. Феномен этот — выражение преобладания сгибателей над разгибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожденных и не имеет ничего общего с истинным симптомом Кернига, отмечаемым у более старших детей лишь при воспалительных состояниях оболочек мозга (менингите) . К рефлексам подкрепления следует также отнести и так называемый «феномен ползания»: в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони. Как выражение рефлекторного подкрепления сгибательной мышечной гипертонии может быть понята и отрицательная реакция опоры у детей в этом возрастном периоде: при попытке поставить ребенка на поверхность стола он подгибает ножки и подтягивает их к животу.
    Для оценки степени физиологической зрелости используются и рефлексы обобщенной разги-бательной двигательной активности, в частности — пяточный в руководствах по педиатрии он упоминается как рефлекс Аршавского). Этот рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгибательной двигательной активности, сочетаемой с гримасой «плача» и криком. Рефлекс этот хорошо выражен у физио-логически зрелых новорожденных детей. (Кстати, слово «плач» взято в кавычки не случайно: в периоде новорожденное™ истинный плач еще отсутствует.)
    Здесь нужно сделать одну существенную оговорку. Во время кормления ребенка грудью рефлексы, вызываемые тактильными раздражениями поверхности кожи (например, «хвата-тельный», подошвенный), тормозятся. Более того, при таком воздействии можно наблюдать усиление сосательного рефлекса. Вот почему матери нередко для усиления сосательных дви-жений поглаживают щечки младенца. Если же пытаться во время кормления вызвать пя-точный рефлекс, то пищевая доминанта заметно тормозится. Одним словом, периоды кормле-ния — неподходящее время для проверки рефлексов.
    Наряду с перечисленными вызванными двигательными рефлексами следует обратить вни-мание на спонтанную двигательную активность во время сна (возникающего уже у груди ма-тери). Она связана с периодическим изменением состава крови и имеет характер либо ло-кальных вздрагиваний ручек или ножек с разгибательной тенденцией, либо обобщенной разгибательной двигательной активности, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Уместно отметить, что, как обнаружили исследования, сам по себе прием пищи (у новорожденных — молока из груди матери) без осуществления двигательной активности не обеспечивает дальнейшего роста и развития. И это понятно: именно двигательная активность, будучи фактором избыточного восстановления, определяет после рождения процессы роста и развития младенца.
    Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организ-му возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы, и тем самым — и его информационной емкости. Так, данные нашей лаборатории позволили установить, что близкородственные организмы — крысы и белки, кролики и зайцы, характеризующиеся существенно разной двигательной активностью в естественной среде обитания,— достигают к взрослому состоянию одних и тех же весовых и линейных размеров, но приобретают разную массу головного мозга. Так, у белок она больше, чем у крыс, в 3 раза, а у зайцев больше, чем у кроликов, в 2,5 раза. Число примеров можно было бы умножить.
    Категория: Советы родителям | Добавил: Admin (15.11.2011)
    Просмотров: 3738 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Words You Should Know
    ПРАГА (глазами аборигена) Вальдштейнский...
    Школа Юного Журналиста

    Typical English Humour 
    My Favourite Actors 
    Откуда произошло слово "спам"? 

    Насколько необходим экономический англий...
    Английский язык для школьников №19
    Рекомендованная литература для обучения ...

    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Three Bears and Goldilocks 
    Гивенталь И.А. Как это сказать по-англий... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz