Всем известны пять чувств - зрение, слух, вкус, осязание и запах, однако большинство людей не знает, что процесс сенсорного восприятия охватывает также три особые системы чувств - вестибулярную, тактильную и проприоцептивную. Эти системы, известны также как системы "силы ощущения", они влияют на то, как эффективно мы обнаруживаем и чувствуем вестибулярную (движение тела в пространстве), тактильную (сенсорный компонент соприкосновения) и проприоцептивную (чувство частей собственного тела в пространстве и их взаимного положения) информацию. Если такая информация должным образом поступает, воспринимается и регистрируется в мозге, ребенок может:
• чувствовать себя безопасно, уверенно и комфортно;
• инициировать общение с другими (создавать глазной контакт, общаться, участвовать в соответствующих для возраста играх и т.д.);
• быть на дне рождения у товарища в его доме без чувства ошеломленности "новизной" ситуации;
• направлять и поддерживать свое внимание в классе во время урока, несмотря на наличие стимулов, которые отвлекают;
• преодолеть путь с препятствиями на уроке физкультуры без потери равновесия и чувства опасности ("не упаду ли я?");
• есть питательную пищу из всех четырех групп без чувства отвращения;
• уметь управлять своим телом для выполнения многочисленных задач, потребность в которых обычно возникает ежедневно.
Если у ребенка возникают трудности с ощущением, восприятием и регистрацией сигналов через особые системы чувств, он чувствует себя ошеломленным шквалом сенсорных сигналов, что существенно нарушает его способность выполнять описанные задачи.
Надо знать, какую задачу решает каждая из этих систем, поскольку при расстройствах сенсорного восприятия может быть нарушена функция одного или нескольких из них.
Вестибулярная система.
Рецепторы вестибулярной системы содержатся во внутреннем ухе и воспринимают движения головы во всех направлениях. Сенсорное послание, которое мы получаем через вестибулярную систему, дает нам субъективное представление о положении тела в пространстве (например, человек знает, лежит он на животе, сидит в кресле или стоит на неустойчивой поверхности), сообщает, стоим мы неподвижно или продвигаемся в каком-то направлении, позволяет вернуться в состояние равновесия, если тело наклонилось в сторону (например, держать тело вертикально во время езды) и позволяет стабилизировать взгляд при движении головой (например, фиксировать положение глаз при вращательных движениях). Также она влияет на тонус мышц, положение тела и движения глаз (например, при чтении газеты или фокусировке взгляда на заднем свете автомобиля, который движется впереди) и способность перцепции (например, определение пространственного соотношения между предметами, как при наливе молока в стакан).
Вот пример того, насколько важна вестибулярная система для процесса еды. Пятилетний мальчик использует свое кресло у обеденного стола как гимнастический снаряд в школьном спортзале, качаясь на нем из стороны в сторону. Такое поведение приводит в ярость его родителей, братьев и сестер, однако каждый раз, когда его принудительно останавливают (на словесные просьбы ребенок не обращает внимания), он реагирует очень бурно.
После обследования ребенка эрготерапевт (специалист по сенсорным нарушениям) пришел к выводу, что такое поведение было одним из проявлений нарушения сенсорного восприятия. Качание на кресле во время еды давало ребенку ощущение собственного тела в пространстве, нужное ему для поддержки оральных моторных навыков и позиции, необходимых для еды. Таким образом, мальчик также успокаивал себя во время еды, так как атмосфера за обедом была очень шумная и хаотичная.
Терапевт рекомендовал поместить под ноги ребенка низкий стульчик с ремешками, который давал бы мальчику возможность "приземлиться", а на кресло положить специальную ортопедическую подушку. Это позволило мальчику контролируемо находить ту опору, которую он ранее искал качаясь. Также разговорный терапевт высказал пожелание, чтобы родители ограничили влияние факторов, которые могли бы отвлекать мальчика от еды, и разработал программу вестибулярной и чувственной стимуляции перед едой (комплекс движений в сочетании с существенными физическими нагрузками). Это позволило ребенку начинать обед с чувством уверенности в стабильности позиции тела в пространстве и позволяло его внутреннему "сенсорному каркасу" оставаться спокойным, организованным и сбалансированным.
Проприоцептивная система.
Рецепторы проприоцептивной системы содержатся в мышцах, сухожилиях и суставах. Сенсорная информация этой системы поступает при сокращении и расслаблении мышц, при сгибании и выпрямлении тела, растяжении и сжатии суставных соединений между костями. Самым эффективным средством обратной связи от чувственной информации является ощущение сопротивления при сокращении мышц (в качестве примера см. ниже историю девочки). Такая информация постоянно поступает к мозгу и дает нам представление о положении частей тела в пространстве. Если эта информация воспринимается адекватно, в мозге содержится "карта" частей тела и функции, которую они в тот или иной момент выполняют, и не нуждается в нашем произвольном внимании.
Вот пример, иллюстрирующий влияние проприоцептивных чувств на процесс питья ребенка с чашки. У шестилетней девочки имеются расстройства сенсорного восприятия, поэтому родители обратились к разговорному терапевту. Одной из жалоб родителей было то, что девочка соглашается пить только с одной-единственной розовой чашки с крышечкой вместимостью около 300 мл. Они попытались предложить дочке другие кружки, однако девочка решила пить только из этой. После того, как разговорный терапевт понаблюдала за процессом питья ребенка, она объяснила родителям, что это кружка особая тем, что имеет крышку для предотвращения утечки жидкости. Эта крышка создавала вакуум, который во время питья давал девочке ощущение сопротивления (наиболее эффективно обратная связь для данного вида информации обеспечивается появлением сопротивления в ответ на сокращение мышц). Это сопротивление давало девочке тактильную информацию, которая создавала ощущение безопасности и была той силой, которая организовывала процесс питья. Поняв проприоцептивные потребности девочки для способности пить, можно понять, почему она отдавала предпочтение именно чашке с крышечкой, которая предотвращала утечку жидкости. Теперь родители и терапевт смогли помочь девочке научиться пить из открытой чашки.
Тактильная система.
Тактильная система существенно влияет на нашу способность учиться. Она содержится в рецепторах прикосновения, расположенных под кожей и дает возможность разграничивать и отличать легкое прикосновение от давления. Легкое прикосновение - это диффузное чувство, которое быстро распространяется по телу. С тактильной системой мы рождаемся, она отвечает за сигнал тревоги, который указывает нервной системе на возможную опасность и привлекает наше внимание, чтобы либо приблизиться к источнику соприкосновения, или удалиться от него. Рецепторы давления расположены глубже, под кожей, и требуют для ответа больше времени. Они отвечают за успокоение нервной системы и дают возможность терпеть. Также они создают ощущение локализации, которое дает возможность распознать форму, текстуру и размер предметов, что называется стереогенезом.
Эта система созревает после рождения.
Тактильная система является решающей для нашей способности выполнять повседневные функции, поэтому расстройства в ней истощают физически, умственно и эмоционально, что особенно касается детей с расстройствами тактильного восприятия. Представьте себе, как чувствует себя ребенок на дне рождения, если он не может коснуться ванильного мороженого с кристаллами карамели, так как текстура твердых хрусталиков в сочетании с текстурой мороженого вызывает у него тошноту. Или представьте себе, что у вас повышенная чувствительность к любому прикосновению в полости рта, которая осталась в своей "защитной" модели после посещения детского стоматолога , и которая всегда заставляет вас быть настороже, в ожидании неприятного ощущения при посещении дантиста.
Тактильная система является одной из систем, которые непосредственно касаются трудностей в питании. Дети с расстройствами тактильного восприятия часто предпочитают необычные блюда, перечень которых очень ограничен. Многие из них любят гомогенизированную блендером пищу, которая лишена текстуры, зато другие едят только несколько любимых блюд, например чипсы, жареные кусочки курицы и шоколадное молоко. Причина в том, что дети с расстройствами тактильного восприятия чувствуют себя комфортно, сталкиваясь с сенсорными особенностями только какой-то определенной пищи (ее вида, запаха, вкуса и текстуры). Если же сенсорные особенности пищи вызывают у ребенка дискомфорт, он не только не съест ее, но и даже не коснется руками.
|