СООТНОШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Развитие человека происходит в ходе овладения
общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов и миром
человеческих отношений). Каждый человек входит в культурное общество, присваивая
ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом
пространстве. Именно этому социальному наследованию и обязана эволюция
человека:
– изменению общей структуры его поведения;
– появлению новых его форм и видов структур отражения
действительности.
Психика ребенка развивается при активном освоении им
внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребенка и
взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство
деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально
организованных способах передачи общественно-исторического опыта – воспитания и
обучения.
Опосредствуют деятельность и процесс обучения, знаки и речь
как средство фиксации и передачи опыта.
В процессе исторического развития ребенка развиваются
средства передачи общественно-исторического опыта. Овладение этими средствами и
определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальности.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как
результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую
познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии
учение рассматривают как процесс предпринимаемых учеником учебных действий,
направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и
навыков.
В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную
учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи
знаний, умений и навыков. Здесь акцент делается на то, что делает учитель.
Учебной деятельностью называют процесс, в результате которого человек
сознательно и целенаправленно приобретает новые или совершенствует имеющиеся у
него знания. Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.
Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и
психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и
учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность
научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность
познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости,
целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности,
аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и
навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями
и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за
помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях. Учителя касаются
такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него
необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических
качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность
учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию
учащихся методов обучения.