Современные родители проявляют большой интерес к методикам развития детей раннего возраста. Этому способствуют публикации в журналах, телепрограммы, открытие новых образовательных центров для малышей. Правильная ориентация в этих методиках позволит определиться со «школой развития», педагогом, временем обучения и возрастом ребенка, с которого следует начать посещение такого учреждения.
http://goodday.org.ua, что занятия в детском саду для детей от трех лет, включающие в себя музыкальные занятия, рисование, лепку, аппликации, развитие речи (рассказ по картинке, отгадывание загадок, заучивание стихотворений), относятся к традиционной методике обучения дошкольников и не могут быть названы «методиками раннего развития». Так как раннее развитие ориентировано на способности ребенка в возрасте от 0 до 3 лет.
Принципы методик раннего развития
Раннее развитие – это активная позиция ребенка в освоении окружающего мира. Это не готовое преподнесение ему знаний, обучение навыкам на основе повторения за взрослым, это непрерывный творческий процесс, в котором ребенок является ведущим, а педагог выступает в роли неназойливого наставника, поощряющего активность ребенка.
Ориентация на желание ребенка к обучению. Обучение должно приносить максимальное удовольствие ребенку. Чтение той сказки, которую хочет ребенок, счет тех предметов, которые интересны ребенку, рассматривание тех картинок, которые заинтересовали ребенка на данный момент. Если ребенок увлечен каким-то одним видом деятельности (лепкой, конструированием) и отказывается, например, от чтения или рисования, значит, для его развития важен именно этот вид занятий, а переключение на что-то другое может способствовать негативной реакции малыша, что приведет к психологическим расстройствам. Помните, что в обучении и развитии малыша важен подход, основанный на эмоционально положительном отношении к восприятию информации, это положительно влияет как на качество обучения, так и на установление хороших отношений между ребенком и матерью, ребенком и педагогом.
Неограниченная физическая активность. Само понятие «развитие ребенка» подразумевает не только умственное, но и эмоциональное, физическое развитие. Не стоит ограничивать физическую активность ребенка в пользу занятий, всесторонне развитый ребенок хорошо владеет не только навыками чтения и счета, но и своим телом.
Раннее развитие предусматривает множество путей получения информации. Различная тема может быть освещена не только в книгах, наглядных карточках, но и в повседневном быту. Развитие интеллекта, которым так увлечены многие родители и педагоги – это не только огромное количество знаний, усвоенных ребенком, но и способность применить их на практике. Очень часто понятие «интеллект» путают с понятием «эрудиция». Накопленные ребенком знания об окружающем мире не делают его интеллектуально развитым, так как интеллект – это способность к целенаправленному адаптированному поведению, в том числе умение извлекать пользу из опыта, решать задачи и логически рассуждать. Если ребенок хорошо считает до ста, но не может назвать свой возраст, а показывает его на пальцах, это именно несоответствие между знаниями и способностью применить их на практике. Ребенок, занимавшийся по методике раннего развития, правильно назовет свой возраст, покажет соответствующую цифру, а также количество предметов, соответствующих прожитым годам.
Дополнительное развитие. Для развития мелкой моторики, о которой так много говорят в последнее время, необходимо не только играть в специальные игры и посещать «развивающий центр», но и учить ребенка самому застегивать пуговицы, завязывать шнурки, надевать колготы, складывать за собой вещи, аккуратно кушать ложкой. Эти навыки являются не менее, а может быть, и наиболее важными для ребенка. Ведь умение быстро переодеться в школе в спортивную форму, не растеряв вещи, не опоздав на урок, очень важно как для процесса обучения, так и для оценки ребенка со стороны окружающих (учителей, одноклассников). У методик раннего развития есть сторонники, которые согласны с утверждением Масару Ибука «после трех уже поздно», но также есть и противники такого направления в развитии малышей, их аргументы: ребенок лишается детства, читать и писать он научится в школе. Сегодняшние школьники жалуются на перегрузки в школе, что отрицательно влияет на их здоровье. Сколиозы и близорукость – болезни, которыми страдает большинство детей, как в специализированных, так и в обычных школах. Приготовление уроков уже в начальной школе отнимает у детей около 3-х часов ежедневно. Многие дети из-за недостатка времени лишены обязательных (по медицинским нормам) двухчасовых прогулок на свежем воздухе после школы, у них не остается времени на увлечения, на посещение кружков. Отсюда вывод: дошкольная пора – наиболее подходящее время для создания хорошей базы к школе, что позволит ребенку не только успешно пройти адаптацию к учебному заведению, но и утвердиться в своей личностной позиции.
Программы раннего развития
В «школах развития» программы рассчитаны на детей от шести месяцев до подросткового возраста.
От 0,6 до 12 месяцев развитие ориентировано на двигательные способности, на развитие внимания, памяти. Создаются предпосылки для развития разговорной речи.
От года до двух лет – развитие познавательной сферы в соответствии с возрастными особенностями, развитие творческого мышления, повышение уверенности и самостоятельности, развитие мелкой и крупной моторики.
От двух до четырех лет – развитие познавательной сферы, моторики, творческого мышления, развитие навыков общения, а также для родителей – расширение репертуара детско-родительских взаимоотношений.
От четырех до семи лет – развитие познавательной сферы, навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческого потенциала, уверенности, самостоятельности.
От семи до десяти лет – формирование интереса к учебе, развитие памяти, внимания, мышления, повышение грамотности и скорости чтения, преодоление страхов перед проверками знаний, перед неудачами, перед учителем, развитие навыков общения, овладение моделями поведения.
От десяти до четырнадцати лет – развитие и овладение навыками общения, развитие социальной значимости.
Таким образом, получается, что залогом успешного становления и развития вашего ребенка является поэтапное развитие как познавательных процессов, так и социальной значимости ребенка.
|