Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме
Для
того чтобы определить механизмы влияния образования на формирование личности,
необходимо определить, что есть образование. В современной
психолого-педагогической литературе образование трактуется следующим
образом:
-
образование - процесс, направленный на расширение возможностей компетентного
выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г. Асмолов);
-образование - процесс и результат
целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации
человека (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский);
-образование - созидание человеком образа
мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной
и духовной культуры (АА. Вербицкий);
-образование - механизм овладения
культурой (П.Г. Щедровицкий).
Выявить
сущностный статус образования можно лишь отнесясь к нему как феномену
культуротворчества. Культура и образование тесно связаны друг с другом.
Культурный человек - это образованный человек. «Образование как обучение,
воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого
существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и
способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном
пространстве, невозможно представить человеческую жизнь» [10. -С. 13].
Образование выступает не только средством трансляции культуры, но и само
формирует новую культуру, развивает общество.
Благодаря
реформе российского образования активизировался интерес к идеям
культурно-исторического подхода развития человека. Педагогическая
деятельность определяется как «особый вид социальной деятельности,
направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством
культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку
к выполнению социальных ролей в обществе» [9. - С. 24]. Стратегией поиска
педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа
жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном российском
обществе формируются новые ценности - ценности саморазвития и самообразования,
которые стали основой личностно-ориентированного образования.
Специалист-предметник
уже не способен удовлетворить запросы современной педагогической практики.
Требуется педагог-профессионал, который, «во-первых, является субъектом
педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и
способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих
способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих,
умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие
образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи»
[10. - С. 73].
Реализация
прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным
переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и
репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков; 2) тотальный
контроль за ребенком; 3) видение в учителе субъекта педагогической
деятельности, а в ученике - объекта его воздействия.
Альтернативной
моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая модель образования,
определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в
окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер
приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого
общения учителя и ученика для постановки и решения сущностно важных вопросов
бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и
ученика.
Начиная
с 1960-х гг. отечественная психология и педагогика обогатились идеями диалога,
сотрудничества, совместного действия, уважения личности. Переориентация педагогики
на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций являются
основой для качественного обновления образовательного процесса. Можно выделить
следующие культурно-гуманистические функции образования:
-развитие духовных сил, способностей и умений,
позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;
-формирование характера и моральной
ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной
сферы;
-овладение средствами, необходимыми для
достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;
-создание условий для саморазвития творческой
индивидуальности и раскрытия духовных потенций [9. - С. 121].
С.Л.
Братченко предлагает следующие различия классической
(когнитивно-ориентированной) и новой - личностно-ориентированной
образовательной парадигмы.
Таблица2
Когнитивно-ориентированная
парадигма
Личностно-
ориентированная парадигма
1
2
3
1. Ценности и цели
Основная миссия образования:
подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главные цели: дать
ребенку знания, умения и навыки и обеспечить его социализацию (подготовка к
выполнению основных социальных функций, адаптации к требованиям общества,
первичная профессиональная подготовка и др.). Ценности: нормативность
(соответствие заданному стандарту), управляемость (послушность,
дисциплинированность), однородность (одинаковость) . Общая стратегия
-стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка,
пренебрежение к ее внутренним законам
Основная миссия образования:
обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная
цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного
процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство
каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и
индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия - стратегия помощи,
поддержки и уважения ребенка
2. Личная значимость и осмысленность
Содержание и процесс образования не
имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными
интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем эта
отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены
ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие и учение и
преподавание превращаются в «тяжкий труд»
Содержание и процесс образования -
максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками
образовательного процесса признается право на участие в определении
направления образования, его содержания и форм организации
3. Ведущая активность
Главная действующая сила -
преподавание, т.е. активность учителя, который ведет за собой ученика. Задача
ученика - успеть за учителем (отсюда - «успеваемость»), для чего необходимо
приспособиться к темпу, индивидуальным особенностям и актуальному состоянию
учителя
Главная действующая сила - учение,
т.е. активность самих учащихся. Не ученики приспосабливаются к учителю, а
учитель старается максимально полно учесть интересы, особенности каждого
ребенка
4. Модальность познания
Основная форма предъявления изучаемого
материала - вербальное объяснение, реже -демонстрация. Предлагаются знания
как объективный готовый результат, полученный кем-то и когда-то. Усваивая эти
знания, ученик должен ответить на множество вопросов, придуманных другими -
учителем, автором учебника
Главный способ познания - на
собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки
гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы - и
потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не
на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание - познание
самого себя, открытие мира в себе и через себя
5. Роли участников образовательного
процесса
Жесткая фиксация резко ассиметричных
функций учителя и ученика. Власть сосредоточена в руках учителя, выполняющего
роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера. Ученик
выполняет требования учителя
Равноценность и равноправие взрослого
и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно
осуществляют определенную активность, направленную на общую цель -развитие и
личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны
три базовые условия личностного роста -конгруэнтность, принятие ребенка и
эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности - не столько
владение знаниями и методиками, сколько личностная зрелость.
Центральным моментом
ценностно-ориентированной и личностно-направленной модели развития образования
является сотворчество всех участников образовательного процесса, в котором
созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает
создание рефлексивной среды: в мышлении - через решение проблемно-конфликтных
ситуаций, в деятельности - через формирование установки на кооперирование, а не
на конкуренцию, в общении - через развитие отношений, подразумевающих
доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта для
себя.