Структуру педагогической психологии составляют три
раздела: психология обучения; психология воспитания; психология
учителя.
Предмет психологии обучения – развитие познавательной
деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается
психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области
направлены на выявление: взаимосвязей внешних и внутренних факторов,
обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных
дидактических систем; соотношения мотивационного и интеллектуального планов
учения; возможностей управления процессами учения и развития
ребенка и др.
Исследования непосредственно самого процесса учения,
выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс
усвоения – это выполнение человеком определенных действий или деятельности.
Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют
место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по
некоторым из их характеристик.
Учение – это система специальных действий,
необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения.
Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что
и любые другие.
В 70-е гг. XX в. в педагогической психологии все чаще
стали использовать другой путь: изучение закономерностей становления знаний и
познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного
обучения. Исследования показали, что управление процессом учения
существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Проведенные исследования имеют
важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения и
выявления условий для эффективного умственного развития учащихся.
В отечественной педагогической психологии созданы такие
теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного
формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения
наибольшее распространение получила бихевиористская теория.
Предмет психологии воспитания – развитие личности в
условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского
коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения
нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и
т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены на изучение:
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности,
ценностных ориентацией, нравственных установок; различий в самосознании
учащихся, воспитывающихся в разных условиях; структуры детских и юношеских
коллективов и их роли в формировании личности; условий и последствий психической
депривации и др.
Предмет психологии учителя –
психологические аспекты формирования профессиональной педагогической
деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или
препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела
педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога
и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение
эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей
индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.