Метод тестирования. В связи со спецификой предмета
педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в
большей степени, другие – в меньшей. Однако все большее распространение в
педагогической психологии получает метод тестирования.
Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) –
в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для
установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических
различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с
помощью которого осуществляется психологический диагноз.
От других способов обследования тестирование отличается:
– точностью;
– простотой;
– доступностью;
– возможностью автоматизации. Тестирование
предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может
быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее – в зависимости от
используемой методики; происходит определенное испытание, на основании
результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне
развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий
и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления
заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени
свободы для психолога – право задать дополнительный вопрос, построить беседу в
связи с материалом и пр. Процедура оценки результатов тоже стандартна.
Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты
различных испытуемых.
Процесс тестирования можно разделить на три этапа: 1)выбор
теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности
теста;
2) его проведение – определяется инструкцией к тесту;
3) интерпретация результатов – определяется системой
теоретических допущений относительно предмета тестирования.
Чисто педагогическим аспектом тестирования является
использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких как
чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для
диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по
всем учебным предметам.
Обычно тестирование как метод психолого-педагогического
исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости,
выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.
А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию,
выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:
– основные принципы нормативно-ориентированного
тестирования;
– типы тестов и сферы их применения;
– основы психометрии (т. е. в каких единицах
измеряются в системе психологические качества);
– критерии качества теста(методы определения
ва-лидности и надежности теста);
– этические нормы психологического тестирования. Все сказанное выше
означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует
специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.