Эрик Берн создал
технологию анализа психики, которую назвал трансактным анализом. Она позволяет
хорошо объяснить – почему и как человек двигается в этом мире. Он считает, что
каждый человек, пройдя период своего детства, оставляет в себе черты "Ребенка”
(раскованность, доверчивость, открытость, склонность к фантазированию,
безответственность, спонтанность, любопытство, жизнерадостность и тому
подобное).
Но в процессе
развития он понимает, что из-за этих своих качеств становится манипулируемым. И
вырабатывает в себе свойства Родителя (тем более, что пример каждый день рядом)
- уверенность в своей правоте и своих требованиях, авторитарность, склонность к
диктату, догматизм, консерватизм, сознание своего превосходства, права карать и
тому подобное). И развитие этих качеств Родителя сильно притесняют внутреннего
Ребенка. Понятно, что это делается далеко не зря – Родитель помогает человеку вписаться
в общество без особых проблем.
Во внутреннем
Ребенке вся сила человека, вся его радость жизни, желания и стремления получить
удовольствие. И пока Ребенок здоров и в силе – человек жив и радуется жизни. Но
чем больше человек подавляет в себе детскость, тем ближе он становится к
старику. Ребенок вынужден подчиняться Родителю, зачастую ничего от него не
получая взамен.
Но, как всегда,
меры русский человек не знает! Зачастую происходит так, что человек совсем
заморит своего внутреннего Ребенка. Он не дает ему погулять, «свежей травки
пощипать». Но все время заставляет тратить его творческую энергию на непонятные
и искусственные цели, которые Родитель считает важными, но до которых Ребенку
нет никакого дела.
Если человек
занимается только работой, только своими обязанностями, не отдыхая и не получая
от жизни удовольствия, то она, эта жизнь, ему становится не мила. И
сопротивляемость человека, способность восстанавливаться после нагрузок,
энергичность его, гаснет, как свеча на ветру. И если Ребенок от такого
обращения «умирает», то через некоторое время человек умирает и физически.
Ум, несомненно, первое условие для счастья.
Софокл.
Если человек, в конце
концов, понимает, что быть Родителем - не гарантия успеха, то он становится
Взрослым, состояние которого отражает реальную жизненную практику, объективную
оценку самого себя и окружающего мира (трезвость поступков, критичность
мышления, самоконтроль и тому подобное).
Поэтому, сынок, постарайся сделать все для того,
чтобы в твоих детях Ребенок и Родитель сотрудничали друг с другом. Нельзя
обойтись ни без того, ни без другого. И нужно сделать все для того, чтобы они
не воевали друг с другом.