В период обучения в начальной школе происходит
дальнейшее становление и укрепление характера ребенка. Формирование качеств
характера связано с преодолением трудностей в предметной деятельности и
общении. При выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно
переходить от простой интересной к менее интересной, но более ценной
деятельности; степень трудности при этом должна возрастать. Вначале
деятельность предлагают взрослые, а затем ребенок сам должен переходить к
свободному выбору.
Для укрепления характера ребенка в общении желательно
включать его в сюжетно-ролевые игры, где он должен будет приспосабливаться к
индивидуальным особенностям других детей. Лучше, если в качестве партнеров по
общению будут выступать дети, существенно отличающиеся друг от друга, так как
это требует различного межличностного поведения. Кроме того, необходимо
усложнение задач, решаемых при взаимодействии с другими детьми.
Очень важно, чтобы в этом возрасте дети принимали участие в
домашнем труде, где они получают необходимые умения и навыки для будущей жизни
(уход за домом и животными, навыки самообслуживания и др.).
В период младшего школьного возраста идет активное
формирование внутренней позиции и отношения к себе. Представление о себе
формируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка и его общения с
другими людьми. Младший школьник уже вполне может описывать себя в социальных
терминах: принадлежность к определенной социальной группе, полу, вычленять свои
индивидуальные качества, отличающие его от других.
Общая тенденция в этом возрасте: от переоценки себя – к
более адекватному отношению к себе, т. е. постепенно возрастает критичность
к себе. Если в 1 – 2-м классе ребенку еще недоступна оценка собственной
личности в целом, то к 3-му классу это становится возможным. Условно можно
выделить несколько уровней представления о себе.
1. Представление ребенка о себе адекватно и устойчиво
(ребенок может назвать обобщенные качества личности, умеет анализировать свои
поступки и деятельность; больше ориентируется на знания, чем на оценку
взрослых; быстро приобретает навыки самоконтроля).
2. Неадекватное и неустойчивое отношение к себе (не
может выделить свои существенные качества; не может анализировать свои
поступки; требуется руководство в формировании навыков самоконтроля).
3. Представления ребенка о себе содержат
характеристики, данные другими (особенно взрослыми); нет стремления заглянуть в
свой внутренний мир; неустойчивость представления о себе; неумение
ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности.
Экспериментально у младших школьников выявлены следующие
виды самооценки. 1. Устойчивая заниженная. 2. Адекватная. 3. Высокая
адекватная. 4. Неадекватная. 5. Завышенная самооценка.
Устойчивая самооценка формирует уровень притязаний (Л.С.
Славина). У младших школьников есть тенденция сохранять самооценку и уровень
притязаний. Устойчивая, привычная самооценка, в свою очередь, накладывает
отпечаток на все стороны жизни ребенка.
На развитие личности младшего школьника большое влияние оказывает оценка
учителя и конечно же позиции родителей. Прежде всего это касается формирования
мотивации достижения или избегания неудачи.