В психологической и педагогической литературе подростковый
возраст представлен как наиболее проблематичный и противоречивый. Основное
противоречие коренится в желании подростка быть «как взрослый», иметь полную
свободу и самодеятельность, однако родители по-прежнему пытаются удержать его в
рамках своего контроля, как в детстве. Проблемы подростка усугубляются
изменениями гормонального фона его организма, тела и ощущений, что вносит
дополнительный вклад в неустойчивое поведение.
Обычно принято говорить о так называемых «трудных»
подростках. Непослушных детей принято обвинять («злой умысел», «порочные
гены»). С психологической точки зрения в число «трудных» попадают не худшие, а
особо чувствительные и ранимые дети. Они под влиянием жизненных нагрузок
быстрее «сходят с рельсов», а потому нуждаются в помощи, а не порицании.
Причину же стойкого неблагополучия надо искать в глубинах психики, и она чаще
всего эмоциональная, а не рациональная (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Психологически можно выделить четыре основные причины нарушения
поведения у детей: 1)борьба за внимание – непослушание следует
рассматривать как способ получения внимания к себе;
2) борьба за самоутверждение – дети очень чувствительны
к ущемлению своих свобод и к резким запретам;
3) желание отомстить – в этом проявляется обида на
родителей;
4) потеря веры в собственный успех – это глубокое
переживание ребенком собственного неблагополучия. При этом может наблюдаться
смещение данного неблагополучия: ребенок переживает неблагополучие в одной
сфере, а неудачи возникают в другой сфере (например, не складываются отношения
с товарищами, а в результате оказывается запущенной учеба; или неуспехи в школе
провоцируют конфликты дома).
Задача взрослого (родителя) понять, что с ребенком
происходит на самом деле. Сделать это можно, обратив внимание на свои
переживания и чувства. Если ребенок борется за внимание, то взрослый, как
правило, испытывает раздражение; если ребенок противостоит взрослому, то
последнего переполняет гнев; если это месть ребенка, то взрослый чувствует обиду;
если же ребенок переживает неблагополучие, то взрослого охватывает
безнадежность и отчаяние.
Самый важный психологический совет родителям и воспитателям:
не реагируйте привычным способом и не создавайте тем самым порочный круг. На
практике это осуществить достаточно сложно, так как наши эмоции включаются
автоматически.
Если вашему ребенку необходимо внимание, то дайте его ему в
спокойные моменты, когда никто никому не досаждает (во время игры, совместных
занятий и т. п.). Проказы в это время лучше оставить без внимания. Если
ребенок борется за независимость, то меньше включайтесь в его дела.
Если ребенок потерял веру в себя, то сведите «к нулю» все
свои ожидания и претензии к нему. Найдите доступный для него уровень задач и
организуйте совместную деятельность, если сам он не может выйти из тупика.
Постарайтесь не критиковать ребенка и ищите любой повод, чтобы его похвалить.
Родителям и воспитателям следует помнить, что при первых попытках
улучшить взаимоотношения с ребенком он может усилить свое плохое поведение, так
как не сразу поверит в искренность их намерений и будет постоянно их проверять.
Путь нормализации отношений со взрослеющим ребенком долгий и трудный. Взрослым
в каком-то смысле придется менять себя, но это единственный путь воспитания
«трудного» ребенка.