Основное содержание педагогической психологии составляют
психологические закономерности процессов обучения и воспитания.
Воспитание традиционно понимается как процесс
организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение
ребенка. Обучение – это процесс, основная цель которого – развитие способностей
ребенка. Воспитание и обучение составляют основные стороны педагогической
деятельности.
В педагогической психологии эти процессы рассматриваются
отдельно, хотя такое деление весьма условно. Тем не менее воспитание и обучение
имеют различные цели, содержание, методы и ведущие типы реализующей их
активности.
Воспитание имеет дело с чувствами, межличностными
отношениями, передачей социальных ценностей и установок, норм и правил
поведения. Воспитание основывается на понимании человека человеком,
человеческой морали и духовной культуры.
Обучение же имеет дело с познавательными процессами ребенка,
использует разнообразные приемы передачи знаний, умений и навыков. Основано
обучение на восприятии и понимании человеком предметного мира.
Основные проблемы педагогической психологии 1. Проблема
сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным
использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных
способностей или качества ребенка. В настоящее время неизвестны все сенситивные
периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее
всего, эти периоды индивидуальны и своеобразны. Возможно несколько сенситивных
периодов, характерных для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды.
Пока однозначного решения этой проблемы не существует.
2. Проблема связи сознательно организованного
воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами,
проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка
(помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).
3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения
и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как
гармонично объединить процессы обучения и воспитания?
4. Проблема осуществления системного характера
развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким
законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые
моменты?
5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка,
его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития
психологическиххарактеристик и поведения ребенка.
6. Проблема определения психологической готовности
ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств
диагностики.
7. Проблема педагогической запущенности: как отличить
безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие
дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?
8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким
образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм
усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда
учебный процесс в целом носит групповой характер.