Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата
[
]
16.07.2010, 07:53
Мотивы
обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результатаожидаемой деятельности, действия [195, C. 165]. Цельзанимает
особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель?
Если цели задаются человеку извне: учащемуся – учителем, специалисту – начальником
и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу,
то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и
проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения
цели, не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно
нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в
частности, является инновационная деятельность специалиста-практика (педагога,
врача, инженера и т.д.), – цель определяется самим субъектом, и процесс
целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные
стадии и этапы, методы и средства. В категориях проектно-технологического типа
организационной культуры (см. ниже), в категориях системного анализа процесс
целеполагания определяется как проектирование. Этим термином мы и будем пользоваться в
дальнейшем.
Процесс
целевыполнениятакже
характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формамии
своими специфическими методамии
средствами, своими технологиями.
Совершенно
особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае
индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного
субъекта, коллективной деятельности – управлением.
Саморегуляцияв
общем смысле определяется [113] как целесообразное функционирование живых систем.
Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих
систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и
моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта (понятие
рефлексии мы будем подробно рассматривать в дальнейшем). Саморегуляция имеет
следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности – модель значимых
условий деятельности – программа собственно исполнительских действий – система
критериев успешности деятельности – информация о реально достигнутых
результатах – оценка соответствия реальных результатов критериям успеха –
решение о необходимости и характере коррекций деятельности. Саморегуляция
представляет собой, таким образом, замкнутый контур регулирования и является информационным
процессом, носителем которого выступают различные формы отражения действительности.
Управление[254] рассматривается как элемент, функция организованных
систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая
сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию
программы, цели деятельности. Коллективная деятельность невозможна без создания
определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого
человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления (см. также раздел
3.4.1).
Понятие
внешней среды(см. Рис. 2) является важнейшей категорией системного анализа,
который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную
систему. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех
объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение
которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи
свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы [39].
На
Рис. 2 отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по
отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерииоценки
соответствия результата цели; принятые в обществе нормы(правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы
деятельности.Условия
деятельности(материально-технические,
финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то
же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности
активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности (например,
если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться
найти спонсоров, инвесторов – заинтересованные организации, которые его
профинансируют и т.д.).
Отметим,
что процессы целеполагания и целевыполнения характеризуются своими условиями,
формами, методами и средствами их осуществления (см. ниже – главы 2, 3 и др.).