Разумные дети "Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов и приставок". Корней Чуковский
Бенджамин Спок, "Ребенок и уход за ним". Русслит, LTD, 1991. Именно с "дедушки Спока" я советовала бы начать обучение всем мамам: и будущим, и настоящим, и тем. кто уже собирается стать бабушкой ( как я). Сейчас, думаю, нет человека, который бы не знал имя этого американского детского доктора.
Видимо, это тот самый период, когда дети приходят к
педагогу, учатся и улетают в жизнь, завершив свою учебную программу.
С момента внутриутробного развития до 24‑летнего
возраста человек на самом деле готовится к вступлению во взрослую жизнь. Все,
что с ним должно происходить во взрослой жизни, должно быть проработано за 24
года. И уже имея этот внутренний резервный материал, он сможет легко войти в
общение со взрослыми на равных. Взаимодействие с инструментальным материалом,
т.е. навыки, умения, знания — это все внешняя сторона деятельности
человека, являющаяся средством общения.
Посмотрим
внимательнее на возраст от 12 до 14 лет. По психологическим критериям —
это время проявления или активизации самостоятельности. По исследованиям,
проведенным в Ленинграде, в ряде школ девятиклассники показывали до 90% или
даже до 97% — состояние самоутверждения.
И только 3–10% проявляют реакцию заботы
друг о друге. И действительно, на внешнем уровне — это, вроде бы, период
самоутверждения. Только согласно психологическим законам такое различие внутри
одной возрастной группы невозможно. То есть, если так развивается психика, то
тогда все 100% должны самоутверждаться. Когда стали делать анализ, то
оказалось, что не самоутверждение является
психическим основанием этого явления, а стремление
к самостоятельности. В самостоятельности дети проявляют именно то, что
запечатлели до 12 лет.
За
первичный цикл становления мы всегда принимаем первые 24 года. 24‑летний цикл
как первый круг, по которому проходит человек, и где, на наш взгляд, ключевые
элементы становления проходят все. А дальше на протяжении жизни человек
проходит следующий круг в 24 года, потом еще до 72 лет, и кому дано жить
больше, тот и четвертый круг. Сам цикл в 24 года подразделяется на два периода:
до 12 и после 12 лет.
В предыдущей лекции мы говорили что период с 12 лет —
это период запечатлений, когда душевное зрение ребенка открыто и запечатлевает
состояние взрослых, при детях что-то исполняющих. При этом прежде всего
значимо именно душевное состояние взрослых, то,
что они переживают, а не то, что
делают. Особенно это явственно для младенцев, которые запечатлевают
душевное состояние матерей и отцов, причем, мальчики больше воспринимают отцов,
девочки — матерей, В тех случаях, когда до трех лет мать воспитывает
ребенка одна, мальчики запечатлевают материнский, т.е. женский, тип поведения.
Такое запечатление продолжается до 5‑ти лет включительно очень интенсивно,
затем слабеет. Постепенно сила запечатления уменьшается. Поэтому мальчики, воспитанные
до 7–9 лет матерями, обычно сильно феминизированы; если же расставание с отцом
произошло после 9‑ти лет, то женского в них меньше, однако быть совсем
свободными от него мальчики не могут.
Нравственное становление — это прежде всего становление
в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может
в полноте взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно.
Сегодня мне хочется начать разговор об этом для того, чтобы вместе всмотреться:
что происходит с нашими детьми, что происходило когда-то и с нами тоже.
Начинается становление ребенка с момента зачатия.
Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок
готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к
взрослой жизни.
Лучший способ решить любую проблему детского
питания именно в том, что ничего не надо делать. Один известный педиатр, когда
ему надо было дать понять родителям, что не надо беспокоиться за питание
ребенка, что природа сама его заставит поесть тогда, когда его организму нужны
будут питательные вещества, заводил разговор о домашней собаке.
Дети, которые чувствуют себя заброшенными и
одинокими, воспринимают родительские призывы поесть часто лишь как
средстводля успокоения самих родителей
и как скрытую угрозу дополнительного лишения любви. Ребенок может очень по
разному относиться к такому "вымогательству” родителей: он может из упрямства
отказываться от пищи, он может есть маленькими порциями и всегда с уговорами и,
наконец, он может пассивно смириться с перекармливанием родителями - вплоть до
ожирения. Ребенок вынужден подчиняться этому "шантажу” для того, чтобы к нему
относились хорошо.