Мы абсолютно точно знаем, что невозможно воспитать ребенка
в режиме полного потворствования его желаниям. Для того, чтобы он стал
человеком, его надо заставлять делать не совсем приятные для него вещи.
Например, прибирать свои игрушки, вешать свою одежду на вешалку и так далее.
При этом родители совершенно правы, полагая, что если мы не будем заставлять
детей что-то делать, они сами это никогда не сделают.
Если же ты обещаешь «кнут» и выполняешь это, а
«пряник» прячешь в карман (то есть за провинности обязательно наказываешь, а о
поощрениях забываешь), то у ребенка не будет никакого стимула вести себя
хорошо, кроме страха перед наказанием.
Конечно же, смысл наказания не в том, чтобы сделать
ребенку больно. Смысл его в том, чтобы отвратить ребенка от того, чего нельзя
делать из-за опасности или по иным причинам. Суть дисциплины и НАКАЗания
состоит в том, чтобы дать детям наказ, то есть чему-то их научить.
Ни строгость, ни мягкость не являются фетишем в
воспитании, то есть ни та, ни другая не являются (и не могут являться)
единственным выбором воспитателя. Если строгость исходит или от грубости или же
от фактической нелюбви к ребенку, то она будет такой же вредной или бесплодной,
как и мягкость, исходящая от стеснительности или беспринципности. Добрые родители,
которые не боятся настоять на своем, получают прекрасные результаты и при
умеренной строгости и при умеренной мягкости.
Правда, те люди, которые проповедуют
безнасильственные методы воспитания детей, приводят пример Японии. Известно,
что у японцев воспитание детей идет до 5 лет в системе полного потворствования (им
ничто не запрещается, они живут в атмосфере вседозволенности).
И запомни, сынок, следующую очень важную мысль. Не
комплексуй, если у тебя отношение к ребенку не будет таким, каким его описывают
в книгах. Ты можешь понять в некоторый момент, что ты не любишь своего ребенка
так, как надо бы. Ничего страшного в этом нет!
Поэтому если ты предложишь ему помочь в каком-либо
деле в следующий раз, а он не будет проявлять энтузиазм в данный момент и
откажется помогать, то настаивать никак нельзя. Даже если у ребенка на середине
работы пропадает желание это делать, то и в этом случае надо отстать от него.
Поблагодари за то, что он уже СДЕЛАЛ и не попрекай его за то, что не доделал
все до конца.
Но при этом важно помнить, что слишком часто
родители делают ошибку, позволяя думать детям, что вся их любовь без
ограничений принадлежит только им. Это, в конце концов, может привести только к
наглости и манипуляциям со стороны ребенка относительно родителей. Если же
ребенок будет понимать, что любовь родителей к нему – это часть общей любви,
которую они питают к другим людям, он не сможет претендовать на все. И тогда у
него появится мощное желание как можно быстрее повзрослеть для того, чтобы
получать любовь еще и от других людей.
Даже тогда, когда ребенок только появляется на
белый свет, он, оказывается, уже много чего понимает.И емунадо ПОКАЗЫВАТЬ свою любовь. Работами Элчефф, французского
психоаналитика, твердо доказано, что ребенок понимает язык логики и реагирует
на него уже в 3 (!) месяца. И даже в этом возрасте он тем или иным образом
отвечает вопрошающему, то есть коммуницирует с другим человеком.
С точки зрения родителей лучшее подтверждение их
любви к ребенку: они ЧУВСТВУЮТ в своей душе эту любовь!Но для детей важно другое: как родители
ПРОЯВЛЯЮТ свою любовь. И зачастую родители, переполненные любовью, делают очень
много для того, чтобы ребенку было лучше. Но он этого не понимает!