В
отечественной и зарубежной теории и практике последних десятилетий идет
активный поиск новых путей и повышения средств эффективности образования. В
настоящий момент выделяются несколько направлений организации
образовательно-воспитательного процесса, которые и определяются как
педагогические концепции. Их различия основываются, во-первых, теми предельными
целями, которые формулируются философами, культурологами, педагогами,
психологами и др., и, во-вторых, содержанием (наука, искусство, религия,
право и др.), в проблемном поле которого предполагается осуществление названных
целей. И далее - в контексте и с учетом целей и содержания образования -
формируется интеллектуально-эмоциональный, деятельностный «рисунок»
взаимодействия участников педагогического процесса, в котором и проявляются их
личностные позиции, язык, стиль и методы общения.
Центральным
звеном любой педагогической концепции, своеобразной «точкой отсчета» является
процесс целеполагания, т.е. выдвижения тех общественно значимых целей, которые
обозначают отдаленный во времени, определяющий скорее вектор развития, чем
непосредственный результат. Эти цели рефлексируются обществом в лице философов
образования, культурологов, ученых, в том числе педагогов и психологов, и
формулируются как предельные (стратегические). В центре их внимания находится
личность воспитанника, ее предназначение в обществе и основные пути и средства
ее становления. Для педагога цели формирования личности являются
«сверхзадачей», которая существует в его профессионально-ориентированном
сознании как некая предпосылка, определяющая цели и задачи, которые он ставит в
конкретной педагогической ситуации.
Концептуальные
различия разных подходов выявляются на этапе определения, какие стороны -
свойства и черты личности выделяются как наиболее значимые в социокультурном,
деятельностном и личностном аспектах. Здесь педагогу и психологу важно
определиться не только в собственно психолого-педагогическом плане, но и в
своих мировоззренческих и методологических приоритетах понимания столь сложного
феномена, каким предстает личность. Не случайно, что в отечественной и
зарубежной науке нет единого понимания, что есть личность.
Многообразие
философско-психологических воззрений на личность, которое на первый взгляд
осложняет работу психолога и педагога, имеет и положительную сторону: знание о
личности различных психологических школ (деятельностная концепция личности в
отечественной науке, понимание личности в психоанализе, бихевиоризме,
аналитической психологии и др.) образуют «магический кристалл», в котором
личность просматривается («мерцает») как потенциально способная к различным
путям и способам своего самоосуществления. Выделяя для себя и опираясь на
определенную концепцию (ряд концепций) личности, психолог и педагог в своем
сознании содержит и иные способы понимания, которые в его мыслительном диалоге
(анализе, сравнении, вопрошании и т.п.) предстают отдельными «голосами», но
одновременно актуально необходимыми в достижении конкретной педагогической
цели. Ведь «сверхзадачи» педагога чрезвычайно сложны, а ситуации
непосредственного взаимодействия с воспитанниками нередко ставят педагога в
тупик, и для их осмысления и практических действий требуется разносторонний
анализ.