ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 11.01.2025, 07:50

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    для школьников [1507]
    Видеоматериалы к пособию "Английский для детей" [5]
    видеоуроки [6]
    Наши Будни [36]
    Слово Дня [26]
    Звуковой материал к пособию "Yummy English for Kids" [11]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » для школьников » для школьников

    АДАМАУА-ВОСТОЧНЫЕ ЯЗЫКИ
    АДАМАУА-ВОСТбЧНЫЕ ЯЗЫКИ —
    подсемья в составе семьи пигеро-конго-
    лезских языков. Распространены в Заире,
    Судане, ЦАР, Чаде, Камеруне и Нигерии.
    Общее число говорящих св. 7 мли. чел.
    Какгенетич. категория А.-в. я. вцервые
    выделены Дж. X. Гринбергом A955).
    В принятой ранее классификации
    Д. Вестермаиа эти языки включались в
    раэл. группы обширной гнпотетич. семья
    суданских языков и часто оказывались
    н одной таксономич. категории с языка-
    языками, ныне определяемыми как чадские
    языки, кордофанские языки или нило-
    сахарские языки, шари-нилъские языки.
    В позднем варианте классификации Ве-
    сгермана A952) многие А.-в. я. выделены
    в изолиров. группы и отд. единицы, чья
    генетич. принадлежность считалась точно
    не известной. Выделение и членение Грин-
    Гринбергом подсемьи А.-в. я. было встречено
    критически рядом африканистов и ие
    является во всех деталях бесспорным, од-
    однако более убедит, классификации этих
    языков пока нет.
    А.-в. я. включают ок. 150 языков и ди-
    диалектов (отнесение нек-рых из иих к
    этой подсемье проблематично) и пред-
    представлены двумя группами — адамауа
    (Сев. Камерун и прилегающие р-иы Ниге-
    Нигерии, Чада и ЦАР) и восточные
    (оси. ареал — ЦАР, а также сев. Заир и
    Юж. Судан). Внутр. классификация наи-
    наиболее условна для группы адамауа ввиду
    скудности сведений об этих языках.
    В разл. трудах в целом воспроизводится
    группировка Гринберга, согласно к-рой
    в адамауа выделяются 14 подгрупп (мно-
    (многие состоят из 1—2 языков): 1. чам, мона,
    тула, дадийя, ваджа, каму, авак; 2.
    чамба, донга, лекон, уом, мумбаке, нда-
    гам; 3. дака, тарам; 4. дуру, уере, нам-
    чи, кол бил а, папе, сари, севе, уоко, ко-
    топо, кутии; 5. кумба, мумуйе, генгле,
    теме, уака, йенданг, эинна; 6. мбум,
    дама, моно, мбере, мунданг, ясинг, ман-
    гбеи, кпере, лакка, дек; 7. мбои, юигур,
    либо, роба; 8. кам; 9. мунга, нзаиги
    (джен); 10. лонгуда; 11. фали; 12. ним-
    бари; 13. буа, ниелим, коке; 14. маса.
    Языки вост. группы, лучше изученные,
    были перегруппированы Л. Букьё и
    Ж. Тома по сравнению с классификацией
    Гринберга, выделявшего 8 подгрупп; эту
    новую группировку приводит У. Самарии
    A971), называющий вост. группу у б а н-
    г и й с к о й: 1. восточные — а) гбайя,
    манза, нгбака; б) нгбанди, санго, якома;
    в) нгбака-ма'бо, мунду, ндого, баи, бви-
    ри, сере, тагбо и др.; 2. центральные —
    баида; 3. южиые — занде, нзакара, ба-
    рамба, памбиа; 4. юго-восточные — ама-
    ди; 5. южно-центральные — мондунга,
    мба. Среди языков этой группы особое
    место занимает санго, функционирующий
    как лингва франка на терр. ЦАР. Кроме
    того, в ареале А.-в. я. есть 4 искусств,
    языка спец. назначения — культовые
    (секретные) языки то, лаби, нгараге и
    гобанга, используемые членами определ.
    культовых обществ. Язык то имеет, ви-
    видимо, адамаускую основу, лаби и гобан-
    гобанга обнаруживают сходство с шари-ниль-
    скими языками (лака и вале соответствен-
    соответственно); нгараге трудно соотнести с конк-
    конкретным языком, хотя нек-рые его черты
    напоминают черты гбайя и банда.
    В тнпологнч. отношении А.-в. я. неод-
    неоднородны; есть языки с преобладанием аг-
    агглютинации (напр., мба), изоляции (ндо-
    (ндого), со смешанной агглютинативно-анали-
    тич. техникой (мбум). Фонология, си-
    системы А.-в. я. содержат до 7 и более
    гласных, с градацией по степени раствора
    (i-I, u-U, е-Е, о-э); встречаются гласные
    среднего ряда помимо а (э, б); в нек-рых
    языках есть корреляция назализации. В
    подсистеме согласных часты по языкам
    глоттализов. 6сГ, лабио-велярные kp, gb,
    аффрикаты pf, ts, dz, tf<c), d3(j), встре-
    встречаются, наряду с лабио-дентальными, би-
    билабиальные шумные @, р"), палатальные
    n, t, d (n, h, г)), гортанный смычный.
    Сочетания согласных редки, слог имеет
    преим. структуру CV, CVC; более слож-
    сложные структуры возможны при консонант-
    консонантных комплексах чносовой + смычный»
    или чшумиый 4- w» в начале слога (ср.
    мба njwoge 'пить'). А.-в. я.— тоновые
    (см. Ток), встречается до 4 высотных реги-
    регистров, но базисным является противо-
    противопоставление «высокий — низкий»; воз-
    возможны контурные тоны (восходящий и ни-
    нисходящий). Тоиы различают как лексич.,
    так и грамматич. значения.
    В морфологии важной чертой, по к-рой
    А.-в. я. делятся на два типа (независимо
    от генетич. группировки), является иали-
    чне/отсутствие именных классов. Так,
    в группе адамауа категория класса есть
    в тула, лонгуда и отсутствует в мбум,
    чамба, мумбаке; в группе восточных клас-
    классы есть в мба, но нет их в ндого и т. д.
    Кол-во классов по языкам различно (в
    тула — 6, в мба — 8, и т. п.), показатель
    класса — суффикс. Категория числа
    переплетается с категорией класса, но
    соотношение сингулярных (ед. ч.) и плю-
    плюральных (мн. ч.) классов несимметрично;
    напр., в мба при 5 сингулярных классах
    B из них имеют варианты с отличными
    суффиксами) есть лишь 3 плюральных,
    причем разные существительные одного и
    того же сингулярного класса могут соот-
    соотноситься с разными плюральными клас-
    классами, ср. kita-ge 'бедро' G-й кл.) —
    мн. ч. kite (< kita-y, 2-й кл.) и nganga-ge
    'гиена' G-й кл.) — мн. ч. nganga-ze
    F-й кл.). Имеется адъективное и место-
    местоименное согласование, для нек-рых раз-
    разрядов местоимений и для числительного
    1 — с помощью префикса, для числи-
    числительного 2 — с помощью инфикса, ср. мба
    ga gbonda-le 'маленькое дерево1 (ga-le
    дерево', 3-й кл.; существительное здесь
    выступает без классного суффикса) —
    le-ta ga-le 'другое дерево' (-ta 'другой',
    согласование префиксальное) — ga-le
    lima 'одно дерево'(<le-ima 'одни', пре-
    префиксальное согласование) — ga-le biline
    'два дерева' (< 6i-le-ine, согласование ин-
    фиксальное). В языках без классов воз-
    возможны разл. способы образования мн. ч.
    у существительных, что может отражать
    существование классов в прошлом; наб-
    наблюдается, однако, тенденция к единооб-
    единообразному выражению числа.
    Прилагательные в А.-в. я. развиты; в
    группе вост. языков встречаются сложные
    системы прилагательных, употребляемых
    в разл. синтаксич. функциях (так, в
    качестве предиката прилагательное име-
    имеет особый префикс или редуплициров.
    форму); есть аналитич. степени сравне-
    сравнения. В системе личных местоимений
    нек-рые А.-в. я. (ндого, бвири, тагбо и
    др.) различают для 1-го л. мн. ч. инклю-
    инклюзивные и эксклюзивные формы (см. Инк-
    Инклюзив, Эксклюзив). Числительные отра-
    отражают по языкам разл. системы счисления;
    напр., в мбум — десятеричная, причем
    для числительных 7, 8, 9 используются
    сложные слова, построенные по модели
    10-п, и корень для 10 отличается в этом
    случае от собств. названия десятка A0 —
    Ьб, в композитах — ndok, ср. 9 — dji-ndok-
    son, где son — 1, dji 'приходить'), ср.
    20 — b§ ndoa, т. е. 10 X 2 и т. д., 100 —
    tlmere (займете, из фула — teemerre),
    200 — tlmere ndoa и т. д. Сочетание пя-
    пятеричной и десятеричной систем находим,
    напр., в ряде вост. языков, ср. мба 5 —
    бита, 8— бита te-6iala Fiala-3), т. е.
    5 + 3 и т. п.; 10 — abusa, 11 — abusa
    te-wima (wima-1) и т. д.; для 20 исполь-
    используется иной корень со значением 10:
    катё bine A0 X 2), 40 — катё angbote
    A0 X 4), 100 — катё abusa A0 X 10).
    Пятеричная и двадцатеричная системы
    представлены в ндого.
    Глагольным системам А.-в. я. известны
    категории аспекта и времени, к-рые выра-
    выражаются суффиксальным и/или аналитич.
    способом (вспомогат. глаголами и части-
    частицами). • Среди аспектуальных значений
    (см. Аспектология) осн. различие — пер-
    фектив/имперфектив. В сфере перфекти-
    ва в мбум возможны, напр., след. значе-
    значения: 1) фактив (простая констатация со-
    совершения действия), к-рый способен соот-
    соотноситься как с наст., так и с прош. вр.
    и выражается обычно чистым глагольным
    корнем, ср. кэ-tse 'он идет (шел)'; 2) ана-
    аналитич. перфектив-претерит, ср. кэ-ma dji
    'ои пришел (приходил)', указывает на
    совершение действия в прошлом (та —
    вспомогат. глагол, оси. значение 'быть
    готовым'); 3) суффиксальный перфек-
    тчв-претерит со значением термииатив-
    ности, результативности, ср. кэ djioa
    (кэ djiwa) 'он пришел' (-оа, -wa < wo§
    заканчивать'). В сфере имперфектива в
    мбум различаются хабитуалис, образуе-
    образуемый с помощью суффикса -па (-ka, -la),
    ср. кэ tse-na 'он ходит', и формируемый
    на его основе прогрессив, выражаемый с
    помощью глагола ка 'быть', ср. кэ ка
    tse-na 'ои идет (в данный момент)'. Для
    образования буд. вр. используются в ка-
    качестве вспомогательных глаголы dji 'при-
    'приходить' и zi 'хотеть'. В нек-рых языках
    есть спец. частицы для различения 'близ-
    'близкого' и 'далекого' прошедшего/будущего
    (напр., в ндого). Категория залога ие свой-
    свойственна А.-в. я.; пассивность иногда вы-
    выражается неопределенно-личной конструк-
    конструкцией с -«нейтральным* местоимением, ср.
    в сере ко ta zi andu 'они убиты' (ко — не-
    неопреде ленно-личиое местоим., ta'— по-
    показатель близкого прош. вр., zi 'убивать',
    andu 'они, их', т. е. 'некто убил их')-
    Есть категория наклонения; так, в бвири
    императив образуется с помощью суффик-
    суффикса -i (ya-i 'иди', cfa ya-i 'идите', где da —
    'вы'); сослагат. иаклоиение образуется
    аналитически — с частицей та (ндого,
    сере, тагбо), wa (бвири), помещаемой меж-
    между подлежащим и сказуемым.
    Сиитаксич. характеристики А.-в. я.-,
    преобладающий порядок членов пред-
    предложения — подлежащее + сказуемое 4-
    + дополнение + обстоятельство (но об-
    обстоятельство времени может помещаться
    в начале предложения). В адъективной
    синтагме порядок членов различен по
    языкам: осн. модель — определение +
    + существительное (ндого, сере, бвири,
    тогбо и др.) или существительное -f оп-
    определение (мбум, мба и др.). Нумера-
    тивные синтагмы — с постпозицией чис-
    числительного. В посессивной конструкции
    господствует порядок чобладаемое +
    + обладатель», причем возможно разли-
    различение отчуждаемой и неотчуждаемой при-
    принадлежности посредством наличия или
    отсутствия посессивной частицы (или пре-
    фигируемого элемента, как в мба), ср.
    в сере kere ndi ni 'корзина женщины'
    (отчуждаемая принадлежность) — ti
    mbongo 'бивень' (-'зуб слона', неотчуж-
    неотчуждаемая принадлежность). При местоимен-
    местоименном обладателе порядок членов генитив-
    ной конструкции может быть обратным
    (мба no -bia 'моя собака' < по 'я' -f 6ia
    'собака').
    В словообразовании А.-в. я. использу-
    используют суффиксацию и словосложение, реже-
    префиксацию; значительно число отгла-
    отглагольных имен; иногда средством дерива-
    деривации служит изменение тона.
    А.-в. я. в большинстве бесписьменные;
    на нек-рых издавалась религ. переводная
    лит-ра иа базе алфавитов, разработанных
    миссионерами (гбайя, мбум, мунданг,
    ндого, нгбака, нгбанди, папе, занде).
    А.-в. я.— одни из наименее изученных
    языков Африки. Первые описания отд.
    языков и групп появляются в иач. 20 в.,.
    гл. обр. в работах фраиц. и нем. миссионе-
    миссионеров и колой, служащих. Среди первых ра-
    работ по А.-в. я.— словарь гбайя Л. Лаид-
    рео A900), материалы по языкам ареала
    Убанги — Шари М. Годфруа-Демоибина
    A905), фраиц.-банда и банда-фраиц. сло-
    словарь П. Котеля A907), материалы к срав-
    сравнит, словарю языков адамауа р-на Манда-
    ра Ф. Штрюмпеля A910), исследования
    Я. Чекановского по языкам нило-конго-
    лез. междуречья A917). В последующие
    годы круг изучаемых языков постепен-
    постепенно расширяется; выходят серии работ
    Г. Тесмана, В. Маеса, Г. ван Бюлька,
    Ш. Тиссерана, С. Сантандреа, Самарина
    и др. В СССР А.-в. я. не изучались,
    в Westermann D., Bryan M.,
    Languages of West Africa. Oxf., 1952: S a n-
    t a n d r e a S., Comparative outline-grammar
    of Ndogo. Sere. Tagbu, Bai, Bviri. Bologna,
    1961: G r e e n b e r g J., The languages of
    Africa. Bloomington. 1963; В о k u 1 a F.X.,
    Formes nominates et pronominalcs en mba,
    «Africana lingoistica», 1971. t. 5; S a m a-
    r i n W. J., Adamaiva-Eastern. CTL. 1971,
    v. 7. B.A. Виноградов.
    Категория: для школьников | Добавил: Admin (30.07.2010)
    Просмотров: 1683 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Английский в нашей жизни
    В копилку учителя
    НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА: Ватикан разрешил...

    ЕГЭ – взгляд со стороны 
    Russia 
    Субстантивация прилагательных 

    Английский язык для школьников №22
    Контрольные по английскому языку №2
    Поздравления на немецком языке

    Ключи к учебнику YUMMY ENGLISH 
    J.R.R.Tolkien, Return the King 
    Ilf_The_Twelve 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz