АКВАРЕЛЬ (от лат. aqua — «вода») — «водяные краски», содержащие растительный клей, к которому добавляют мёд, сахар, глицерин. Акварель бывает твёрдая (в плитках), полумягкая (в фарфоровых чашечках) и мягкая (в тюбиках). Технику живописи и само произведение, выполненное акварельными красками, тоже называют акварелью. Главное отличительное свойство живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы. Акварель выполняют обычно на бумаге круглыми волосяными кистями. Краски разводят водой; художник использует выразительность размывок и затёков, что создаёт эффект трепетности, лёгкости и воздушности изображения. Когда акварель смешивают с белилами или накладывают густым, непрозрачным слоем, её свойства меняются, приближаясь к гуаши. Известно несколько приёмов акварельной техники: соединение лёгкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером — акварельный рисунок; работа акварелью по сухой бумаге, нанесе- ние кистью рисунка по контуру и изобра- жение теней — итальянская акварель; живопись акварелью на сырой бумаге, ког- да под бумагу подкладывают сукно, а затем натягивают её на подрамник и увлажняют снизу горячим паром, что создаёт ощущение солнечного света и воздушности — английская акварель. Живопись «водяными красками» была известна в древности и в Средние века, но чистую акварель стали использовать в XV—XVI вв. В XVI—XVII вв. акварель применяли для раскрашивания рисунков, гравюр, чертежей. В XVIII—XIX вв. она служила для создания пейзажной живо- писи. Художники умело использовали акварель при написании «туманных» пей- зажей, например цветущих яблонь в залитом солнцем саду или горных вершин на закате, покрытых голубым снегом, — и тонко передавали изменчивость цвета и воздушной атмосферы в разные часы дня. Среди признанных мастеров акваре- ли Дж. Констебл, У. Тернер (Англия); П. Сезанн, Э. Дега, Э. Делакруа (Франция); А. А. Иванов, К. П. Брюллов, В. И. Сури- ков, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. В. Фон- визин (Россия).
|