БАЛЛАДА (от лат. ballare «танцевать») — 1) твёрдая форма во французской поэзии XIV—XVI вв.: три строфы с одинаковой рифмовкой (для 8-сложного стиха (см. Силлабическое стихосложение) — ababbcbc, для 10-сложного — ababbccdcd), оканчи- вающиеся рефреном, и заключительная полустрофа (соответственно четверостишие или пятистишие). В русской литературе имитации французской баллады встречаются у поэтов начала XX в. (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин и др.). 2) Лироэпический жанр английской и шотланд- ской народной поэзии на исторические сю- жеты (наиболее известен цикл баллад о благородном разбойнике Робине Гуде). Стал образцом для подражания и стилизации у английских и немецких поэтовромантиков конца XVIII — начала XIX в. В русской поэзии жанр баллады связан прежде всего с именем В. А. Жуковского. В романтической балладе действие происходит, как правило, в отдалённом прошлом. События описываются трагические и таинственные (нередко с вмешательством потусторонних сил); противостояние Доб- ра и Зла, Божественного и дьявольского ис- ключает возможность компромисса (преступление непременно влечёт за собой возмездие, даже если преступник раскаялся). Однако уже во времена Жуковского балладами стали называть любые сюжетные стихотворения, в которых существенна атмосфера тайны, древнего народного предания (М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой и др.), а в XX в. — и просто любые сюжет- ные стихи, обычно о войне или революции (Н. С. Тихонов, Б. А. Слуцкий и др.). 1В. Ко- ровин. 3) Баллада музыкальная — в Средние века — народная песня в танцевальном ритме. В XII—XIII вв. в жанре баллады творили трубадуры и труверы — средневековые поэты-певцы. С развитием жанра балладой стали называть песни с фантастическим сюжетом или сюжетом, основанным на легендах. Кроме того, баллада перестала быть жанром народно-самодеятельной музыки, и к ней обратились профессиональные композиторы. В середине XVIII в. в Германии окончательно сложился стиль баллады как эпической песни (см. Эпос] для голоса и фортепиано. В XIX в., в эпоху романтизма, жанр баллады достиг вершины развития и был распространён в музыкальной культуре других европейских стран. Пример русской баллады -- «Ночной смотр» М. И. Глинки, «Баллада» Томского из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» и др. Кроме вокальной появилась баллада, исполняемая только инструментами (одним или несколькими), но сохранившая характер сказочно-эпического повествования, — инструментальная баллада. Например, фортепианные баллады польского композитора Ф. Шопена, создателя этого жанра.
|