ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Эта концепция подходит кардинально иначе, чем в классической
психологии, к самому предмету психологии. И психическое развитие рассматривает
тоже несколько по другому, особенно что касается течения или хода самого
процесса развития.
В основе данной концепции лежат следующие положения.
Развитие – это сложные многоплановые изменения человека, связанные с
образованием у него новых действий, образов и понятий. Этими изменениями,
составляющими суть развития мышления и связанных с ним остальных психических
процессов и способностей человека, можно управлять по ходу их протекания,
придавая им желаемое направление и качества.
Своеобразие данного подхода состоит в том, что если все
другие прогрессивные теории, в том числе и рассмотренная выше, подходят к решению
задач развития со стороны внешних условий (содержание, методика и
т. д.), которые нужно создать в обучении и которые в конечном счете
обеспечат успешное развитие психики, то эта теория исходит из возможности
создания внутренних, психологических, условий, обеспечивающих при любом
содержании эффективное его усвоение субъектом и возможность управления от
начала и до конца самим ходом усвоения, не дожидаясь, пока «в конечном счете»
что-то образуется.
Теория поэтапного формирования умственных действий является
практичной и высокоэффективной. П.Я. Гальперин отказался от традиционного
исследования мышления, побудившего его идти «иным путем». В 50-е гг. им была
выдвинута гипотеза, которую в несколько свободном изложении можно представить
так: 1) чтобы узнать, как происходит формирование мышления, нужно проследить
весь процесс этого формирования от начала до конца, 2) а чтобы проследить, надо
отказаться от метода «срезов» (периодических замеров результатов развития
мышления, все равно ничего не дающих для прослеживания хода процесса), а
избрать метод построения самого процесса, чтобы управлять им от начала
до конца.
Что значит «построить» процесс мышления? Это значит учить
человека мыслить в ходе управляемого обучения и изучать, как это происходит.
Поскольку на каждом уровне развития возможности мышления
существенно зависят от качества ранее приобретенных умственных действий и
понятий, то задача сводится к тому, чтобы обеспечить их приобретение с
желаемыми психологическими качествами – рзумностью, обобщенностью, сознательностью
и т. д. Опыт всех видов обучения свидетельствует о том, что postfactum
нельзя установить, как зависит качество сложившихся действий от условий их
воспитания. Поэтому мы поставили себе обратную задачу – определить условия,
необходимые для воспитания определенных, заранее намеченных качеств умственных
действий. И традиционный процесс обучения обратился на противоположный – вместо
регистрации того, что получится при условиях, которые теоретически считаются
достаточными, сделали эти условия предметом поиска: мы подбирали, а если нужно,
то и создавали такие условия, которые обеспечивали формирование умственных
действий с заранее намеченными свойствами».
Элементами данной концепции можно считать: цель –
достичь строго определенных качественных результатов в виде заранее заданных
качеств усвоения; условия, обеспечивающие достижения этой цели. Этими
условиями оказались средства ориентировки в деятельности.