Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный
в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.
То, какая именно мотивация сформируется у учащегося, зависит от ряда факторов,
среди которых можно назвать следующие:
– построение образовательной системы (существующие
уровни образования, возможности и перспективы перехода с одного уровня на
другой, возможности получения образования по конкретной специальности);
– функционирование конкретного образовательного
учреждения (школы, лицея или гимназии), педагогического коллектива;
психологическая атмосфера для учителей и учащихся;
– организация образовательного процесса (построение
расписания занятий, деление учебного года на отрезки – четверти или семестры,
формы промежуточного и итогового контроля знаний учащихся);
– субъектные особенности учащегося (возраст, пол,
интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия
с другими учениками);
– субъектные особенности педагога (прежде всего
отношение к ученику и к преподаванию, а также другие особенности);
– специфика учебного предмета (отражаемые им области
знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).
Учебная мотивация характеризуется направленностью,
устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная,
побуждается иерархией мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние
мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо
внешние, связанные с потребностью ученика занять определенное место в системе
общественных отношений (успешно окончить школу, заслужить положительное
отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду). С возрастом
происходят развитие и взаимодействие имеющихся у учащегося потребностей и
мотивов, что ведет к изменениям в их иерархии. Становление учебной мотивации
есть не просто усиление положительного или отрицательного отношения к учению, а
стоящее за этим явлением усложнение структуры мо-тивационной сферы: появление
новых, более зрелых, побуждений, возникновение иных, иногда противоречивых,
отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации учебной
деятельности необходимо не только определить доминирующий мотив, но и учесть
всю структуру мотивационной сферы личности.
Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном
возрасте. В ее основе лежит интерес к новым знаниям.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к
учению.
1. Понимание им смысла учебной деятельности,
осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и
к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что
учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и
инициативу.
2. Новизна учебного материала и его
разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения
этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение
в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения,
но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и
неожиданного в привычном и обыденном.
3. Эмоциональная окраска преподавания, живое
слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету,
находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску
материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного
предмета снижается, а интерес к нему повышается.