ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 19.11.2019, 16:49

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    АНТРОПОМОРФНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТОВ УМ И РА-ЗУМ

    Об этой статье мне рассказала сестра моей подруги, которая находится в том возрасте, в котором люди радостно сидят в контакте или аське и меняют http://www.funnystatus.ru/, которых сегодня может быть огромное множество. В современной лингвистике ХХ в. большое внимание уделяется концептуальным исследованиям. Исследованиям концептов посвящены различные работы (см., например, работы Ж.Фоконье, Дж.Лакоффа, М.Джонсона, Р.Лэнекера, Д.С.Лихачева, В.В.Колесова, Н.Д.Арутюновой, М.В.Пименовой). Понятие концепт в языковой картине мира позволяет лингвистическим исследованиям обратиться к сферам культуры, психологии, философии, что представляется актуальным для процесса интеграции разных дисциплин в современной науке. В.И.Карасик отмечает, что «это объясняется рядом причин. Во-первых, это – стремительная глобализация мировых проблем, необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения и общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов, потребность знать заранее те ситуации, в которых велика вероятность межкультурного непонимания… Во-вторых, это – объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук, необходимость освоения лингвистами результатов, добытых представителями смежных отраслей знания (психология, социология, этнография, культурология)… В-третьих, это прикладная сторона понимания языка как средства концентрированного осмысления коллективного опыта» [5: 14]. По мнению М.В.Пименовой, «концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира. В концепте заключаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры» [6: 116]. Следует различать концепт и лексическое значение. По мнению Н.Н.Болдырева, концепт и лексическое значение слова соотносятся следующим образом: «значение слова – это лишь попытка дать общее представление о содержании выражаемого концепта, очертить его границы, представить его отдельные характеристики данным словом», тогда как «концепты как элементы сознания вполне автономны от языка». Из всего вышесказанного следует, что «значения слов соотносимы с определенными когнитивными контекстами – когнитивными структурами, или блоками знания, которые стоят за этими значениями и обеспечивают их понимание» [1: 25-29]. В данной статье рассматриваются когнитивные модели «ум -> человек», «разум ->человек». Данная модель возникает в процессе метафоризации, когда возникают оценочные смыслы при переносе обозначений с неодушевленных субъектов на человека. Такое присуще метафорам прилагательных (восторженный ум, любопытный ум), именных групп (ум с сердцем не в ладу; ум разуму подспорье; шатание ума), глагольных групп (ум побеждал, разум бодрствует). Человек с точки зрения философии представляет собой многолинейное выражение своего существования: человек как один из видов животного; человек как сущее, выходящее за рамки животного мира и в известной мере противостоящее ему; человек как представитель рода человеческого и, наконец, человек как индивид, личность [2: 7]. Человек как существо, живущее в определённой социальной среде, соответственно, имеет определённые социальные потребности; человек как личность имеет ментальные, творческие потребности; человек как один из видов животного имеет витальные потребности. Соответственно этому можно выделить некоторые когнитивные модели: "ум - ученик”; "ум – исследователь”; "ум – творец”; "ум - владелец”; "ум – властитель”; "ум – подчиненный”; "ум – друг/недруг”; "ум – пленник”; " ум – участник какого-то действия”; "ум – пешеход”. "Ум - ученик”: Акулина видимо привыкла к лучшему складу речей, и ум её приметно развивался и образовывался (А.С.Пушкин). Нет? Право? Так у нас умы Уж развиваться начинают (А.С.Пушкин). Хотя ум и способности молодого наследника дома Форли были развиты прекрасным воспитанием и заботами нежной матери, хотя Марко был хорош собою, статен и ловок…(Е.П.Ростопчина). "Ум – наставник”: ум разуму учит (В.И.Даль). Ума не внемля строгим пеням…(А.С.Пушкин). "Ум – исследователь/ научный деятель”: Хозяйка как бы участвовала в его мысли, в самых сокровенных его чувствах, и между тем как его ум погружался в изучение бесчисленных тайн искусства, чудное создание неожиданно поспешило к нему на помощь (Е.В.Кологривова). Умы вроде Фауста – истинные мученики науки; чем больше они знают, тем меньше они владеют знанием (В. Одоевский). Он имел одно виденье непостижимое уму (М.Ю.Лермонтов). Но ум её, и сметливый и здоровый, Отгадывал все мигом и сам собой (М.Ю.Лермонтов). "Ум – победитель/побежденный, созидатель/ разрушитель”: Точно ум и красота, когда они вместе, побеждают, созидают и разрушают все… (Н.А.Дурова). Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы (А.С.Пушкин). Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры (А.С.Пушкин). Но в крепких незримых оковах сумели Держать нас людские умы (А.Фет). …Неколебимый ум, Ты (ум – авт.) побежден московскими стенами (М.Ю.Лермонтов). Но ум , сомненьем охлажденный и спорить с роком приученный,.. он мечтает победить… (М.Ю.Лермонтов). "Ум – друг/недруг”: От развлечения, от внешних впечатлений Тогда отвыкнув, уж я в себе самой Для сердца и души искала наслаждений, И пищи, и огня. Там ум сдружился мой С отрадой тихою спокойных размышлений И с самобытностью (Е.П.Ростопчина). Ум с сердцем не в ладу (пословица). Зачем сочувствия мир видимый сдружают С неосязаемым умом? (Е.П.Ростопчина). В разладе с сердцем светский ум (Е.П.Ростопчина). Ум её сошёлся и сблизился с новыми собеседниками, между тем как сердце девушки тоже проснулось…(Е.П.Ростопчина). "Ум – творец”: ум человеческий открыл много диковинного в природе… (В.И.Ленин). Я раньше начал, кончу ране, мой ум немного совершит (М.Ю.Лермонтов). "Ум – пешеход / путник”: Ум за разум заходит (В.И.Даль). Ум за разум не ходит (В.И.Даль). Доходит ум и до Бога; Ум за разум зашел (У нас ум за разум заходит, - жаловались иногородние из казачьих казарм, - не поймем, за что проливаем кровь (В.Бахметьев). У меня, вероятно, зашел ум за разум, и я написал совсем не то, что хотел (А.П.Чехов). Ум зашелся. Миленькие, у него ум зашелся (Л.Толстой). Пускай ум наперед: отстанет не догонит; И ум, как прежде безотрадный, Желанной цели не достиг (М.Ю.Лермонтов). За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя … (М.Ю.Лермонтов). "Ум – проводник”: ум доводит до безумья, разум до раздумья (В.И.Даль). "Ум – писатель”: Тогда пишу. Диктует совесть, Пером сердитый водит ум (М.Ю.Лермонтов). "Ум – подчиненный”: Рассудку подчинил свой гордый ум, житейских благ всю цену понимает…(Е.П.Ростопчина). Но ум границам подчинился (М.Ю.Лермонтов). Она стала учиться ревностно, упорно, как учится женщина, когда сердце управляет её умом … (Е.П.Ростопчина). В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например, ум ума почитай (А.С.Пушкин). "Ум – работник”: Однако ум его уже работал в правильном настроении (С.Иванов). "Ум – больной”: Сердце больное и ум беспокойный Видом Италии вмиг излечу? (Е.П.Ростопчина). "Ум – пленник”: Нет! Та страна, как волшебная сказка, Лишь на мгновенье пленяет наш ум (Е.П.Ростопчина). И рыдал … Команда не внимала, И несчастный помутневший ум Был один во власти страшных дум (Н.С.Гумилев). Их крутизна, их вышина Пленяют ум , пугают взоры; Что мысль, которой угнетен был ум (М.Ю.Лермонтов). В смущенье ум, не свяжешь взглядом, И нем язык (А.Фет). "Ум – хранитель”: Но долго, долго ум хранит Первоначальны впечатленья (М.Ю.Лермонтов). Но ум его хранил удивительную свежесть (А.С.Пушкин). "Ум – похититель”: Между тем тонкий, веселый ум моего мужа, …ежедневно похищал у меня какое-нибудь сладкое упование, невинное чувство (Е.А.Ган). "Ум – наездник”: Мой ум скакал за нею, И часто был готов Я броситься на шею (М.Ю.Лермонтов). "Ум – человек, который способен увлечь/удивить какими-то творческими или ментальными способностями/ или напротив”: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум (А.С.Пушкин). Как мог я цепь предубеждений Умом свободным потрясать (М.Ю.Лермонтов). "Ум – мученик”: Свой ум вы не привыкли мучить Тяжелой думой о конце (М.Ю.Лермонтов). "Разум – ученик”: Ты грамотой свой разум просветил (А.С.Пушкин). Любезность, разум просвещенный… (А.С.Пушкин). "Разум – друг/недруг”: В нашем роду все разумом не обижены. "Разум – исследователь”: Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов (А.С.Пушкин). "Разум – наставник/ советник”: И писание ясно указывает на суету скорби, и размышление, - прервал молчание Иероним: отчего же душа скорбит и не хочет слушать разума; Бог даст, разлюблю, Совету разума внемлю (Е.П.Ростопчина). Уж я думала-подумала, Чужого разума послушала (Лирическая песня XIX в.). "Разум – человек, который способен увлечь какими-то творческими или ментальными способностями/ или напротив”: Чей разум всех привлечь умеет И все сношения сберечь, Которые так осторожно Владеют фразою пустой (Каролина Карловна Павлова). "Разум – властитель”: Надеяться мне разум не велит… (Е.П.Ростопчина);.Что лучше: разуму спокойно повинуясь (Е.П.Ростопчина). .Коего все затеи не от разума и воинского распорядка, но от дерзости, случая и удачи зависели (А.С.Пушкин). Антропоморфные признаки концептов ум и разум Когнитивная модель Признаки«ум-человек»«Разум-человек»
    ученик++
    наставник++
    исследователь/ научный деятель++
    победитель/побежденный, созидатель/разрушитель+-
    друг/недруг++
    Творец+-
    пешеход/ путник+-
    Проводник+-
    подчиненный+-
    Писатель+-
    Работник+-
    Больной+-
    Пленник+-
    Хранитель+-
    Похититель+-
    Наездник+-
    Властитель-+
    Мученик+-

    Таким образом, антропоморфные признаки чаще всего встречаются у концепта ум, что отличает соответствующие функции двух концептов ум и разум. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль отмечает, что «дух человека половинчат: ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлеченным понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память ближе к смыслу, рассудку…» [4: 53]. Функции концепта ум заключены в том, чтобы выступать умозаключающим началом духовной потребности человека, что подчеркивает дополняющее назначение концепта разум. Концепт ум может пониматься как человек, как некоторая способность и как орган, представляющий данную ментальную способность. Августин Блаженный в своих философских сочинениях подчеркивает, что разум связан в представлениях людей с умом, разум – это «своего рода взгляд ума (т.е. тот орган, с помощью которого воспринимают информацию), а умозаключение (способность производить какие-то операции) – разумное исследование, т.е. движение этого взгляда по всему подлежащему обозрению» [3: 88]. Литература 1. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. 2. Борзенков В.Г. Познание человека // Человек: философско-энциклопедический словарь.– М., 2001. 3. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви: апологеты, Блаженный Августин. – М., 1995. 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.. 1994. 5. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. научн. трудов. – Волгоград, 2001. 6. Пименова М.В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Сб. научн. ст. международн. конф. - Кемерово, 2002.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2543 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Семинар для учителей английского
    Пособие для подготовки к тестированию.
    Несколько простых,но действенных способо...

    Баскетбол 
    Скачать Громов С.В. Физика 9 класс. 
    Почему наследник английской короны носит... 

    Готовые домашние задания по немецкому яз...
    Школы Москвы
    Английский язык для школьников №22

    Варваризмы 
    Ключи к учебнику YUMMY ENGLISH 
    Голденков М. А. Азы английского слэнга и... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта