ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 08.07.2025, 16:49

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    ДИАЛЕКТИКА РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ХРИСТИАНСКО-ИСЛАМСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ

    Нам хотелось бы рассказать вам о том, что отличный современный http://www.aholod.ru/catalog/114/ вы можете заказать в компании Артхолод. Это качественное оборудование от лучших мировых производителей, которое способно устранять воздух и влагу из систем охлаждения и кондиционирования. Если вам нужны консультации, вы можете получить их по телефону и по электронной почте. Российское общество, являющееся крупным полиэтническим и социокультурным образованием, все же более всего выделяется этнической и, соответственно, культурной гомогенностью. По данным переписи 1989 года на территории Российской Федерации русские составили 81,5%, а нерусская часть населения соответственно - 18,5%1. В результате массового исхода русского населения из вновь образованных независимых государств СНГ и стран Балтии в течение 90-х годов удельный вес русских в стране стал еще более весомым. В целом, как это ни парадоксально звучит, распад СССР позитивно повлиял на формирование социо- и этнокультурной однородности российского общества.

    Вместе с тем, в составе российского общества существует несколько социокультурных сегментов, менее всего подверженных интегрирующему воздействию культуры русского этноса. Речь идет о народах, ранее соприкоснувшихся и испытавших на себе культурное воздействие двух великих традиций или цивилизаций - буддизма и ислама. В России это, прежде всего народы, в той или иной степени усвоившие ислам и составляющие основу или, по крайней мере, существенную часть населения Северного Кавказа, Среднего Поволжья и Южного Урала. Ислам в России был и продолжает оставаться второй по величине конфессией страны: по разным оценкам, численность мусульман в ней колеблется от 11 до 22  млн. человек. Так, по мнению одного из авторитетных российских специалистов в области ислама А.В.Малашенко число российских мусульман может быть определено примерно в 15 млн. верующих 2.

    Конфессионально-культурной доминантой выполняющего в российском обществе интегративные функции русского этнического ядра выступает православное христианство, которое вместе с исламом образует основу социокультурной системы России. Общины двух ведущих конфессий страны вместе составляют, по последним данным, 80 % от общего числа религиозных объединений3. Православие и ислам имеют много общих элементов, основанных на общечеловеческих ценностях, однако и различия между данными религиями также существенны, что является фактором устойчивости их отличительных характеристик, оказывающих сильное влияние на духовно-культурные традиции и ценностные ориентации представителей обеих конфессий.

    В этой связи особую актуальность приобретают возможные направления дифференциации и диффузии двух важнейших сегментов социокультурной системы, определения места, функций и роли обеих религий в современной политической и социокультурной системах и проблемы  взаимодействия  центрального   элемента политической системы государства с основными конфессиями страны. В истории России со времени Ивана IV Грозного особое значение приобрела специфика христианско-исламского социокультурного пограничья, с проблемой которого западноевропейские страны столкнулись лишь в XIX-XX веках. Вполне вероятно, что будущее России, расположенной на границе между исламом и христианством, между Западом и Востоком, в определенной степени будет зависеть от способности интегрировать в современную светскую, динамичную информационную цивилизацию не только духовно-нравственные доминанты ведущей православной  религии,  но  и конфессионально-культурных традиций и ценностей ислама.

    Необходимость корректного сочетания ценностей двух названных цивилизационных традиций в современной отечественной общественной практике обусловлена возникновением ряда внешних и внутренних факторов, способных воздействовать на российские политику и контуры социокультурной системы. К внешним факторам относятся:

    -         формирование в 90-х годах вокруг России новых мусульманских государств, в будущем способных перерасти в исламские. Официальные власти этих государств уже сегодня опасаются усиления позиций исламизма и экстремизма;

    -         стремительное формирование однополярного мира во главе с США, в течение 90-х годов неоднократно демонстрировавших свои геополитические амбиции (в Ираке, на Балканах и др.). В этих условиях ряд исламских государств, потерявших в лице СССР реального противовеса экспансионистским устремлениям США, возлагает надежды на Россию и демонстрирует стремление к сотрудничеству (Иран, Ирак и др.);

    - Балканские кризисы 90-х годов, ставшие результатом не только межэтнического, но также межконфессионального, в том числе христианско-исламского конфликта;

    - усиление в последние два десятилетия позиций ислама в традиционных ареалах его распространения, а также на территории бывшего СССР.

    Однако факторы внутреннего порядка представляются не менее, а, возможно, и более существенными и способными корректировать динамику социокультурного развития России. Существование и будущее России больше зависит не от гипотетической угрозы мирового столкновения двух цивилизаций - христианской и исламской (на "изломе” которых располагается Россия), захватывающе описанного С.Хантингтоном 4, а сколько от конфликтогенного потенциала, сконцентрированного в социокультурной гетерогенности указанных выше сегментов российского общества. Опасность перевода конфликтов типа чеченского    из    политико-статусного    в    межэтнический    и межконфессиональный более реальна и опасна для настоящей и будущей российской государственности.

    По словам А.В.Малашенко, "чеченский конфликт стал своего рода рубежом в отношении между центром и мусульманской периферией. Мусульманские автономии убедились в теоретической возможности выхода из состава Федерации, но вместе с тем им была продемонстирована и цена такого выхода. А перед правящими кругами России встал вопрос (пока гипотетический) о том, способны ли они удержать и надо ли удерживать мусульманские субъекты Федерации, если кто-то из них рискнет повторить чеченский путь”5. В чеченском варианте манифестации этнической и конфессиональной отличительности лидеры Ичкерии-Чечни активно мобилизовали на борьбу с Россией исламские ценности, - объявление ислама государственной религией Чечни, введение шариатского права и законов (публичные расстрелы провинившихся, безусловно, связанные с условиями почти военного времени, являются лишь внешней, показной оболочкой этого важнейшего сегмента исламской культуры).  "Значение  шариатского  законодательства в  районах распространения ислама всегда, - пишет А.В.Малашенко, - включая советский период, было очень велико: шариат в значительной степени регулировал семейно-брачные, имущественные отношения, не говоря уже о том, что он служил основой для поддержания собственно религиозных обрядов и нормативов поведения”6. Именно в реанимации исламских ценностей, включая мусульманскую правовую культуру, руководство Ичкерии-Чечни пытается найти выход из сложного структурного кризиса, в котором в последнее время оказалось чеченское общество.

    Вообще говоря, чеченские события 90-х годов, с одной стороны, подтолкнули солидарные настроения в целом ряде регионов с мусульманским населением, с другой стороны, напротив, - поставили потенциальных в будущем последователей ислама в затруднительное положение в связи с ростом исламского экстремизма на Северном Кавказе.  Экстремизм, тем более  против своих единоверцев не имеет с исламом ничего общего, однако чеченский конфликт и особенно постконфликтные внутренние проблемы чеченцев сыграли негативную роль в возможностях распространения и пропаганды истинно праведных ценностей ислама. Негативные последствия чеченского кризиса, в том числе по дискредитации ислама следует еще осмыслить.

    Ни опора чеченской стороны на исламские ценности, ни ставшие достоянием случаи захвата в заложники и даже расстрела православных священнослужителей, в том числе занимавшихся миротворческой деятельностью, видимо, на данном этапе  пока не позволяют говорить о перерастании конфликта в межконфессиональный. Однако он может стать таковым в случае дальнейшего противостояния Москвы и Чечни при решении отложенного вопроса с ее статусом. Чеченская война не только обострила межконфессиональную ситуацию, но и вызвала общий политический кризис в России, переросший, по оценкам исследователей, в конституционный, так как Конституция РФ "перестала отвечать новым политическим реалиям”7.

    Война в Чечне вызвала всеобщее недовольство населения страны, однако более всего затронула так называемые "мусульманские” ареалы - Северный Кавказ, Поволжье и Урал. Если болезненность чеченского конфликта для мусульман Северного Кавказа, помимо общемусульманской идентичности, связана с близостью к территории конфликта, угрозой "переползания” его на весь регион, то у мусульман других регионов страны негативную реакцию вызвали военные методы решения проблемы статуса одной из мусульманских территорий России. В глазах мусульманской уммы России не только воскрешаются недавние страницы истории, когда российские власти мечом присоединяли исламские народы, силой  подавляя их стремление к сохранению  этнической и конфессиональной идентичности; когда сталинским депортациям в годы Великой Отечественной войны подверглись целые мусульманские народы, но что самое печальное - на виду у мусульман нарушаются сложившиеся в драматических условиях традиции мирного, не затрагивающего основных интересов другой культуры, сосуществования в условиях христианско-исламского пограничья, а также деформируются хрупкие основы складывающегося современного федерализма в России.

    Сегодня российские мусульмане, как и все общество в целом, переживают проблемы, вызванные проведением рыночных реформ. Крушение прежних идеалов и ценностей, отсутствие четких ориентиров на будущее  привлекают часть в прошлом мусульманского населения к исламу, что может стать началом консолидации пока еще разрозненного российского мусульманства. Интеграционное в рамках ислама движение возможно на основе приверженности большинства российских мусульман одному ханафитскому мазхабу (религиозному толку), а также в какой-то степени оно может возникнуть из чувства исламской солидарности. Уже сегодня элита ряда мусульманских регионов предлагает корректировку российской политики в той части, в которой затрагиваются интересы мусульман. В частности, в одном из телеинтервью каналу РТР президент Татарстана М. Шаймиев прямо указал на необходимость учета со стороны России интересов не только сербской стороны в современном Балканском кризисе, но и положения мусульман - косовских албанцев (косоваров).

    В условиях ретрадиционализацин отечественной биполярной конфессионально-культурной системы, основанной на сочетании и сосуществовании двух ведущих религий православия и ислама, современной российской власти с учетом исторического опыта и его уроков следует сформировать модель взаимоотношения с обеими конфессиями и их лидерами. Православное большинство страны не должно вводить в заблуждение общественность об отсутствии межконфессиональных проблем. Новейшая страница российской истории свидетельствует, что игнорирование интересов даже одного процента населения может привести к масштабной войне и конституционному кризису.

    История взаимоотношений, сопиокультурного и этнокультурного взаимодействия России и нехристианского Востока, ислама и христианства            уходит к IX-Х вв., когда языческая Русь решала проблему выбора между         этими двумя восходящими конфессионально-культурными традициями. Штурм Казани 2 октября 1552 года и последовавшие за этим разрушение  и разграбление  города стали кульминацией завоевания Москвой Казанского ханства центра исламской цивилизации в Восточной Европе. После этого кардинально  изменилась  политическая  и социокультурная система не только в Поволжье, но и в целом по стране. Поверженная Казань, разрушенная соборная мечеть Кул-Шарифа, воздвигнутый на Красной площади в честь казанской победы девятибашенный собор Василия Блаженного, икона Казанской Божьей Матери  - стали символами новой России и парадигмы государственной политики. Россия превратилась из моноэтнического в полиэтническое, из православного в поликонфессиональное государство, основной целью которого стало подавление этнической и конфессиональной идентичности присоединенных народов. Таким образом, "российское государство в условиях социально-экологического кризиса XV в. присвоило себе неограниченные права по  отношению к обществу. Это в значительной степени предопределило выбор пути социального развития, связанного с переводом общества в мобилизационное состояние, основу которого составили внеэкономические формы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и колонизация, ставшая, по выражению В.О.Ключевского, стержнем всей российской истории” 8.

    В основе российской политики в XVIVШ вв. оказались цели подавления   и   стремление инкорпорировать в христианскую социокультурную систему мусульманское население империи. Ислам рассматривался как религия и идеология не только традиционных оппонентов - евразийских государственных образований типа Золотой Орды, наследовавших ей Казанского, Крымского, Сибирского и Астраханского ханств, Ногайской Орды, но и новых геополитических конкурентов на Востоке - Османской империи и Персии. Поэтому в пределах новых границ России ислам был обречен если не на искоренение, то на тотальное подавление.

    Новая для России полиэтническая и двухконфессиональная структура законодательно была закреплена в Соборном Уложении 1649 года9. В данном кодексе законов православие получило статус господствующей религии, а ислам и мусульманское право (стержнем которого является шариат) не были запрещены, но оказались в положении преследуемых веры и правовой системы. Соборное Уложение и последовавшие во второй половине XVII в. и  в XVIII веке законодательные акты и указы были направлены на подрыв экономической базы "инородческого” населения, поощряли вовлечение язычников и мусульман в христианство, в том числе насильственными и экономическими методами. Государство и лидеры православной церкви вступили в борьбу с исламом с силовых позиций, а рецидивы возможной конкуренции со стороны ислама подавлялись с возможной жестокостью (вовлечение язычников в ислам, отказ вчерашних мусульман от христианства и попытки вернуться в лоно родительской веры карались смертной казнью).

    Православная церковь, получившая исключительные права религиозной пропаганды, организовала масштабную миссионерскую деятельность и наравне с государством  участвовала в гонениях на ислам и его институты. В 1731 году в  Свияжске  была учреждена  Комиссия  новокрещенских  дел, преобразованная в 1740 году в Новокрещенскую контору. Руководивший конторой епископ Лука Канашевич в период  с 1740 по 1755 гг. на территории бывшего Казанского ханства разрушил 418 мечетей из 536, около 100 мечетей в Сибирской, 29 - в Астраханской губерниях10. В редких случаях разрешения строительства новых мечетей перед мусульманами ставилась задача возводить свои религиозные храмы по образу и подобию православных церквей.

    Гонения   на   ислам,   насильственная   христианизация   и русификаторская политика государственной власти уже на самых ранних этапах нахождения "инородцев” в составе России вызвали широкую волну социального и политического протеста, включая и антиправительственные выступления, развернувшиеся на всем пространстве распространения ислама. Наиболее мощными были выступления татар и башкир в XVII -XVIII вв., в лозунгах и стремлениях которых проявлялся характерный для того времени синкретизм экономических, социальных, национальных и религиозных требований. Поскольку благодаря политике Москвы социальная верхушка татар и башкир потеряла свою экономическую   самостоятельность, в движениях протеста мусульман весьма существенную, а иногда и основную роль играли религиозные деятели, превратившиеся в единственно организованную,  дееспособную,  недеморализированную  силу, обладавшую мощным идеологическим оружием. Мусульмане-священнослужители значительно подняли свой авторитет в умме именно благодаря своему положению в исламе.

    В этом отношении наиболее известной фигурой среди Волго-Уральского мусульманского духовенства стал указной мулла из мишарей Бахадиршах Алиев (Галиев), вошедший в историю под именем Батырши. Он выступил одним из идейных вдохновителей восстания 1775 г. в Башкирии. Снискав авторитет в мусульманской умме региона своей ученостью и будучи свидетелем репрессивной политики государства и православной церкви в отношении ислама, Батырша не мог оставаться безучастным к судьбе мусульман. В своем обращении к мусульманам Батырша призвал их к священной войне (газават) против неверных и созданию независимого мусульманского государства11. После своего ареста Батырша отказался от столь радикальных форм защиты религиозной идентичности мусульман Урало-Поволжья, однако из застенков Шлиссельбургской крепости написал объемное письмо императрице Елизавете Петровне, в котором предлагал приравнять в правах перед законом христиан и инородцев, а для управления делами мусульман создать специальный орган и легализовать их традиционные органы самоуправления12. Кульминацией  антиправительственных, а также имеющих антироссийскую направленность выступлений мусульман Волго-Уральского региона стало участие в Крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева в 1773-1775 гг. Реакцией государства на участие мусульман в крестьянской войне, потрясшей основы государственности в России, стало издание в 1773 году указа "О терпимости всех исповеданий”13 и указа от 22 сентября 1788 г. об учреждении Оренбургского Духовного собрания по управлению делами мусульман европейской части Российской империи и Сибири14. Оренбургское духовное собрание, в 1793 году приравненное к "средним судебньм местам”15, занималось осуществлением надзора за школой, регулированием семейно-брачных отношений,  разрешением наследственных споров на принципах шариата, ведением метрических книг и т.п. Однако основная задача данного учреждения заключалась в проведении среди мусульман России проправительственной политики16. В целом роль  новообразованного мусульманского управления, по мнению А.Б.Юнусовой, была в подтверждении официального статуса ислама и мусульман в России, прав башкир и татар на собственный образ жизни, в их интеграции в социальную систему развивающегося российского общества17.

    В сентябре 1998 года мусульмане России отмечали 210-летие образования Центрального Духовного управления мусульман. После распада СССР серьезные изменения претерпело и Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири, распавшись на ряд региональных муфтиятов. Однако благодаря усилиям и авторитету муфтия шейх-уль-ислама Т.Таджутддина удалось сохранить целостность этой организации под названием Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ. Верховный муфтий Т.Таджутддин за заслуги в деле укрепления межконфессионального мира и согласия, возрождения исламских духовных ценностей был награжден орденом Дружбы народов.

    Несмотря на политику подавления, ислам в России выжил, сохранился, а в условиях современного этнического и религиозного возрождения ислам вновь  продемонстрировал  пластичность и адаптивность своей культуры. Утверждения о регрессивности и косности ислама вряд ли корректны: потенциальные возможности исламской социокультурной традиции пока еще не раскрылись, а исследователи ислама прогнозируют бурное развитие исламской цивилизации в грядущем столетии. Ислам сохраняет, а в современных условиях существенно увеличивает свою притягательность для той части населения, которая в атеистический период Советской власти отошла от веры предков,  и сегодня относится к исламу как к "своей” религии. Именно в притягательности ислама и его ценностей, в вовлечении в ислам вчерашних атеистов и, с большой долей вероятности, детей и молодежи заключается реальная возможность  расширения  социальной и интеллектуальной базы данной конфессии. Современный ислам в России со всей очевидностью проявляет признаки динамично развивающейся религии, прежде всего по пополнению и расширению мусульманской общины, в которой вскоре неминуемо должны последовать качественные перемены,   связанные с развитием исламского образования, распространением среди верующих знаний в области религиозной догматики, исламской этики и практических норм. Учитывая историю формирования государственной политики в отношении ислама и российского мусульманства, современной российской власти целесообразно выстроить стратегию поддержки цивилизованных форм социокультурного взаимодействия.

    Противоречия в конфессиональной  сфере в России,  на определенных этапах выливавшиеся в различные формы противостояния, хочется надеяться, остались в прошлом. Большую роль в преодолении указанных противоречий невольно сыграл советский период в истории страны, в результате которого обе религии, а православие даже в большей степени, испытали всю мощь государственной политики подавления и репрессий. Сегодня обе конфессии проводят подчеркнуто уважительную в отношениях между собой и верующими политику. Более того, в последнее время наметилась тенденция к координации действий двух конфессий и их лидеров в отстаивании своих корпоративных интересов, в защите прав и свобод верующих. В частности, большую озабоченность у лидеров православных и мусульман вызывает изрядно затянувшаяся кризисная ситуация в России.

    Современная правовая база в конфессиональной сфере позволяет двум  религиям  и религиозным деятелям строить нормальные взаимоотношения, основанные на уважении ценностей и традиций обеих религий. Сегодня важной представляется задача обеспечения реального равенства религий, которая возможна как в результате законотворческой деятельности в конфессиональной сфере, так и в повышении общей культуры народа, власти, верующих. Многое зависит от развития в российском обществе ценностей гражданского общества и толейрантных традиций, становления и расширения горизонтальных связей в самых широких сферах общественной практики, в том числе и в конфессионально-культурной сфере18.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (05.06.2010)
    Просмотров: 1978 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Скачать Игры на уроке английского языка.
    Стоимость занятий в 2011\2012 году
    Английский онлайн

    "Titanic" 
    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (THE ACTIVE VOICE) 
    Скачать Кочагин В.В ЕГЭ 2010. Математик... 

    Английский язык для школьников
    Немецкий язык
    Школа года

    Теоретические вопросы окказионального сл... 
    MISFORTUNES NEVER COME SINGLY from E.V. ... 
    Новые информационные технологии в обучен... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz