Языковые средствахудожественной деятельности образуют
иерархические структуры. Можно говорить в целом о языке искусствавообще. Языку искусства присуща специфическая
знаковость, знак есть чувственно воспринимаемый предмет, обозначающий другой
предмет и замещающий его в целях коммуникации. В произведении искусства
материально-изобразительная сторона представляет не только самое себя: она
отсылает к иным предметам и явлениям, существующим помимо материализованного
плана. Кроме того, как всякий знак, художественный знак предполагает понимание,
коммуникабельность между художником и реципиентом.
Признак
семиотической системы заключается в том, что в ней вычленяется элементарная
знаковая единица, имеющая более или менее постоянное
значение, а также осуществляется взаимосвязь этих единиц, основанная на определенных
правилах (синтаксис). Так, например, каноническое искусство действительно
характеризуется относительно стабильной связью между знаком и значением, а
также наличием более или менее четко выявленного синтаксиса, согласно которому
один элемент требует другого, одно отношение влечет за собой другое. Так, исследуя
жанр волшебной сказки, В.Я. Пропп[206] делает вывод, что в ней строго соблюдаются
нормативность жанра, определенный алфавит и синтаксис: 7 сказочных ролей и 31
их функция. Однако попытки применить методику такого анализа к европейскому
роману потерпели неудачу – в нем совершенно иное художественное построение.
Таким
образом, если признаки строгой семиотической системности в искусстве имеют
отнюдь не универсальный, а локальный характер (единицы со строго фиксированным
значением существуют лишь в определенных художественных системах), то признаки
знаковости в широком смысле слова присутствуют в любом художественном языке[137].
Эту
мысль просто и точно выразил Л.Н.Толстой: «Искусство есть деятельность человеческая,
состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками
передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами
и переживают их» [236, Т. 15, С. 87]
Далее,
второй уровень иерархии – каждый вид искусства имеет свой специфический художественный
язык. Можно говорить о специфическом художественном языке живописи: колорит,
фактура, линейная конструкция, способ организации глубины на двухмерной
плоскости; о языке графики: линия, штрих, пятно в соотношении с белой
поверхностью листа; о языке поэзии: интонационно-мелодические средства; метр
(размер), рифма, строфика, фонические звучание; о языке музыки: мелодия, ритм,
гармония и т.д.
Третий
уровень иерархии языковых средств – индивидуальный язык художника. Каждый
художник имеет свой особый изобразительный язык. И чем он оригинальнее, чем
больше отличается от изобразительного языка других художников, тем большую
ценность представляют его произведения. Каждый художник – это личность с
характерной только для него совокупностью чувств, темперамента, поэтому, чем
полнее «раскроет» себя художник посредством своих произведений, тем полнее
зритель, слушатель и т.д. воспримет созданное художником в его искусстве.
Естественно, что это «раскрытие» личности художника всегда есть раскрытие
индивидуальных черт и качеств личности художника. Поэтому, несмотря на то, что
многие художники изображают одни и те же объекты, явления, события
действительности, у каждого из них будет индивидуальная выразительность художественного
языка.
Наконец, четвертый уровень иерархии языковых
средств – это средства самих художественных языков, их структурные
составляющие. Так, средствами музыкального языка являются: музыкальные звуки,
интервалы, созвучия, лады, тональность, метры, ритмы, тембры и т.д. При этом
средства художественных языков сами могут находиться в иерархических отношениях.
Так, в той же музыке тот же метр включает в себя временные доли, которые
объединяются в группы – такты, которые в свою очередь объединяются в группы высшего
порядка – музыкальные фразы, предложения, периоды [269, С. 309].