ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 17.11.2019, 03:54

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

    Эту статью мне посоветовала проглядеть моя подруга, которая последнее время увлеклась косметикой http://cosmotop.ru/manufacturers/lacvert/, потому что это профессиональная марка, в чем она уже смогла убедиться. Метафора представляет собой не только элемент языка, но и один из способов организации мышления. Еще со времен Аристотеля предполагалось, что метафора как таковая ничего не изменяет в действительности, а лишь по-новому именует существующие феномены. Однако стоит признать, что метафора – это не просто средство номинации, а прежде всего средство, создающее новую реальность (или иное ее видение). Метафора в области мышления генерирует новые понятия, отражающие вновь приобретенный опыт и степень освоенности человеком действительности. Метафора – это основной механизм, «с помощью которого мы воспринимаем абстрактные понятия и оперируем ими как дискретными сущностями на основании нашего физического опыта и в соответствии с культурными традициями того общества, в котором мы живем» [Lakoff 2004: 240-241].

    Метафора определяется как ключ к пониманию форм репрезентаций знаний. Исследователи связывают метафору с возможностями мышления человека. По словам В.А.Масловой, рождение метафоры связано «с концептуальной системой носителей языка, с их стандартными представлениями о мире, с системой оценок, которые существуют в мире сами по себе и лишь вербализуются в языке, …  метафоре присущи следующие важнейшие характеристики: она есть орудие мышления и познания мира, она отражает фундаментальные культурные ценности, ибо основана на культурно-национальном мировидении» [Маслова 2001: 89-91]. С помощью метафоры возможно интерпретировать различные явления абстрактного уровня. А.Б.Ряпосова отмечает, что современная лингвистика рассматривает метафору как «основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Метафора связывает две понятийные сферы, одна из которых хорошо структурирована и известна участникам коммуникации – это сфера-источник, а другая – сфера-мишень – требует категоризации, объяснения, концептуализации. В процессе метафоризации сфера-источник используется для описания нового фрагмента действительности» [Ряпосова 2001: 32-33].

    Метафора, играя роль призмы, является эффективным средством вторичной номинации, обеспечивая при этом рассмотрение вновь познаваемого через уже познанное, которое является значением языковой единицы или, иначе говоря, это «способ создания новых концептов с использованием знаков, уже имеющихся в данной семиотической системе» [Телия 1996: 48].

    В основе концептуальных метафор находятся когнитивные модели: «Под когнитивной моделью понимается некоторый стереотипный образ, с помощью которого организуется опыт, знания о мире. Такая модель определяет нашу концептуальную организацию опыта, наше к нему отношение, а также то, что мы желаем выразить. Иными словами, значение может быть представлено в виде когнитивной модели – структуры представления знания – связанной схематизации опыта, в которой фиксируются прототипические знания о действительности, содержится основная (типовая) информация о том или ином концепте» [Пименова 2003: 30].

    Рассмотрим возможные типы метафорических представлений концепта ЖИЗНЬ и их языковую репрезентацию:

    1. Жизнь определяется как некий путь / дорога, по которой идет человек-странник, гость, ср.: …В самозабвенье / Не лучше кончить жизни путь? / И беспробудным сном заснуть / С мечтой о близком пробужденье? (М.Лермонтов); Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник… (С.Есенин); Только гость я, гость случайный, / На горах твоих, земля… (С.Есенин). Подобно пути / дороге жизнь может быть длинной или короткой: Ведь и так коротка наша жизнь, / Мало счастьем дано любоваться…(С.Есенин). Предикаты движения по дороге жизни (пробежать, пройти, протащиться, оступиться, упасть и под.) указывают на оценку прожитой жизни: И этот, совсем бесшабашный, по жизни бегущий юнец, и, кем-то воспетый, над пашней железно-ржаной жеребец… (Т.Васильева); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? / Все спокойно впивает грудь. / Стой, душа, мы с тобой проехали / Через бурный положенный путь (С.Есенин); Не храпи, запоздалая тройка! / Наша жизнь пронеслась без следа. / Может, завтра больничная койка / Успокоит меня навсегда (С.Есенин). Жизнь метафорично представлена как движение по поверхности земли, на которой человеку свойственно оставлять после себя следы:  Жизнь великих нам покажет, / Как возвысить жизни тон / И, покинув мир, оставить / Долгий след в песке времён (П.Милюков); Казалось, час его кончины / Ждал знак условный в небесах, / Чтобы слететь, и в миг единый / Из человека сделать - прах! / Ужель степная лишь могила / Ничтожный в мире будет след / Того, чье сердце столько лет / Мысль о ничтожестве томила? (М.Лермонтов). Только отдельным личностям свойственно прожить жизнь, двигаясь, как яркая комета, по небу. И следы, которые оставляет такая личность, выражаются метафорами ярких следов: Героев на час и героев на день у нас было много, но они не оставили особенно яркого следа в жизни и, несмотря на бесспорное мужество подвигов, не могли заметно изменить ее тягостных условий (М.Горький); И ты, чья жизнь, как беглая звезда, / Промчалася неслышно между нами (М.Лермонтов).

    2. Метафорической является и модель «жизнь – река, море, океан»: Поток жизни как бы прекращает свое естественное течение и образует водоворот, который кружится на одном месте, брызжет и покрывается мутною накипью, сквозь которую невозможно различить ни ясных типических черт, ни даже сколько-нибудь обособившихся явлений (М.Салтыков-Щедрин); Нет, вешний лед круша, не смоет / Их жизни быстрая река… (А.Блок); То, чего ни в коем случае с ним произойти не могло, потому что вся его жизнь струилась совсем по иному руслу, было близко, очень близко. (Б.Акунин). Река жизни человека характеризуется признаками течения (Расскажу, как текла былая / Наша жизнь, что былой не была… (С.Есенин); Жизнь входит в берега. / Села давнишний житель, / Я вспоминаю то, / Что видел я в краю… (С.Есенин)) или мутного потока (В мутном потоке жизни мы плаваем, немы, как рыбы…(М.Горький)). Подобно тому как реки впадают одна в другую, соединяясь в своем течении, сливаются и жизни разных людей: И признан за вождя всеобщим приговором, / И ваша жизнь слилася в нем, - / И вы окрепли вновь в тени его державы... (М.Лермонтов).

    Жизнь – море (ср.: житейское море, море жизни): Он был рожден для них, для тех надежд, / Поэзии и счастья… Но, безумный ─ / Из детских рано вырвался одежд / И сердце бросил в море жизни шумной, / И свет не пощадил – и бог не спас! (М.Лермонтов); Как море жизни – вечность роковая / Неизмеримою открылась глубиной (М.Лермонтов); Жизнь прожить – море переплыть (Пословица).

    Жизнь – океан, характеризуется признаками безбрежности и бездонности: Их жизнь, как океан безбрежный, / Вся в настоящем разлита (Ф.Тютчев); Жизнь пуста, безумна и бездонна! / Выходи на битву, старый рок! (А.Блок).

    3. Жизнь – дар, подарок, ниспосланный свыше. Однако часто этот дар оказывается всего лишь фикцией, обманом, ср.: Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин); Я всегда, когда глаза закрою, / Говорю: «Лишь сердце потревожь, / Жизнь – обман, но и она порою / Украшает радостями ложь» (С.Есенин); А жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, / Такая пустая и глупая шутка (М.Лермонтов).

    4. Жизнь мыслится как некая хрупкая материя (метафора порождается, возможно, исходя из признака конечности последней): Он совратил эту барышню, разрушил ее жизнь и надругался над ее пусть грешным, но искренним чувством (Б.Акунин); Разве жизнь их не разбита? (А.Чехов). При этом объектом, воздействующим негативно на жизнь (свою собственную или жизнь другого человека) может быть как нечто внешнее по отношению к конкретному субъекту (человек, устои, традиции и т.п.), так и он сам (его действия / поступки, мысли, образ жизни), ср.: Вы разбили мне жизнь... отняли у меня женщину, которую я любил больше жизни (А.Чехов); Ей казалось, что все уже пропало, что неправда, которую она сказала для того, чтобы оскорбить мужа, разбила вдребезги всю ее жизнь (А.Чехов).

    5. Восприятие жизни как хрупкой материи сопряжено и с представлением о призрачности, иллюзорности последней, в этом случае жизнь – это сон: Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне…(С.Есенин). Тяжелая жизнь – это тяжелый сон: Душит жизни сон тяжелый… (А.Блок).

    6. Жизнь – «пахучее вещество»: Воздух был скучным, промозглым, но от него пахло жизнью (Б.Акунин); Смысл жеста был настолько очевиден, что заново воскресшая сразу перестала вдыхать благословенный запах жизни (Б.Акунин). Отметим, что в отличие от жизни «смерть» не представляется через метафоры запаха, однако возможно определение через метафоры вкуса (ср.: Почувствовать вкус жизни и  Привкус меда, смерти, тлена / У него на языке… (А.Тарковский)).

    7. Жизнь – «продукт производства», удачно или неудачно созданный самим человеком или какими-либо мастерами, ср.: - А вот жизнь не получилась. (В.Распутин); Жизнь все еще, покамест, неудачная работа прекрасных мастеров (М.Горький). Этому созданному продукту наносится вред самим человеком или другими людьми: Стану я из-за такой дряни жизнь себе портить (М.Горький); И я подозревал, что в мире действует хитроумно  некто, кому приятно любоваться страданиями людей; мне казалось, что  существует  некий дух, творец житейских драм, и ловко портит жизнь; – я считал невидимого драматурга личным моим врагом и старался не поддаваться его уловкам (М.Горький). Метафора порчи, вреда фиксирует культурный запрет на вмешательство в чужую жизнь: Но – ненавижу людей, которые портят жизнь (М.Горький).

    8. «Жизнь – оковы, цепи». Значение тяжести жизни передается в метафорах ее оков, цепей: …Она слушала его речи с гневом сильной и умной женщины, знающей тяжесть цепей жизни, с доверчивостью и жадностью ребёнка, который слышит волшебную сказку, и эта сказка в ладу с его, тоже волшебно сложной, душой (М.Горький). Оковы жизни не позволяют свободно передвигаться человеку, сковывают его: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье – все готовы – Никто не хочет грусть делить (М.Лермонтов).

    9. «Жизнь – лист бумаги», отсюда и возможные языковые употребления типа начать жизнь с чистого листа / новой страницы, переписать свою жизнь по-новому  и под. На таком листе бумаги записывается жизненный опыт, негативный опыт, таким образом, может быть исправлен, вычеркнут с «листа жизни»: Я вышел из института, совершенно потрясенный этим опытом: какое громадное количество зла и страданий могло быть вычеркнуто этим способом из жизни! (П.Милюков).

    10. «Жизнь – книга». Метафора «жизнь – лист бумаги» расширяется до «жизнь – книга»: Мы врагам своим простили, В книге жизни нет долгов; Там, в святилище миров, Судит бог, как мы судили! (Ф.Тютчев). Книга жизни состоит из страниц: Ты, поразившая Денницу, Благослови на здешний путь! Позволь хоть малую страницу Из книги жизни повернуть (А.Блок).

    11. «Жизнь – картина»: Чтобы дополнить картину этой тихой жизни в скромной обители мисс Гловер, прибавлю, что я испытал здесь на себе последствие неприспособленности к зиме английских помещений. (П.Милюков). Чужая жизнь предстает как картина, которую рисует художник слова: Участник боя под Кушкой, он интересно рисовал жизнь на границе  Афганистана и весною должен был отправиться на Памир, работать по  определению границ России (М.Горький)

    12. «Жизнь – нить». Традиционная русская метафора жизненная канва основывается на восприятии бытия человека как неких нитей. Нити жизни переплетаются с нитями судьбы, нитями жизни других людей, нитями событий и т.п.: Но моя личная жизнь всё теснее переплеталась с процессом русской политической борьбы, и обойти этой стороны моей биографии совершенно невозможно (П.Милюков). Обрывание нити-жизни означает «смерть»: Всё, чего с юности ранней не видывал, Милое сердцу, ему улыбалося. Тут ему бог позавидовал: Жизнь оборвалася (Н.Некрасов).

    13. «Жизнь – ткань». Жизнь человека есть ткань, в которой переплетаются нити жизни и смерти: Вы хоть верьте, хоть не верьте, эти линии не лгут, нитка жизни с нитью смерти, перепутавшись, бегут (Т.Васильева). Как вариант этой метафоры возможна метафора «жизнь – платье»:  Жизнь испорчена! Она – скверно сшита… Не по росту порядочных людей сделана жизнь, говорю я. Мещане сузили её, окоротили её, сделали тесной… (М.Горький); Что ж, пора приниматься за дело, За старинное дело свое. – Неужели и жизнь отшумела, Отшумела, как платье твое? (А.Блок). Подобно ткани жизнь человека может быть яркой, красочной или пестрой: Но самое главное, я лишился самой большой отрады из всей моей пестрой жизни – возможности читать (В.Астафьев).

    14. «Жизнь – сосуд». Сосуд жизни описывается разнородно: это может быть сосуд для воды или вина (чаша, кубок) или сосуд для цветов (ваза): Впрочем, и до погон ещё, чуть ли не с самого дня свадьбы Елены, образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни, и добрая вода уходила через неё незаметно (М.Булгаков). В основе первого признака лежит метафора жребия: испить горькую чашу до дна (ср.: Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит (М.Лермонтов). Жребий должен быть принят человеком полностью, что выражается метафорой полного осушения сосуда-жизни: Ту жизнь до дна он иссушил, Что в дерево вливала душу, Давало тело бестелесным! (Ф.Тютчев).

    15. «Жизнь – дом». Дом жизни вмещает в себя всех живущих, и каждому в этой жизни отведено свое место: Я уже начинал думать, что иного места в жизни, кроме литературы, – нет для меня (М.Горький). Порог – важный локус дома, несущий на себе символическую и мифологическую нагрузку: Замечаете ли вы, что у пьяненького, подержанного птичника – жив дух и жива душа его, тогда вы оба, стоя на пороге жизни, – полумертвы? (М.Горький). Функциональный аспект концептуализации жизни как дома проступает в таких важных категориях, как чистота, порядок этого дома: Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни… и чистоты нет (М.Горький).

     

    Подведем некоторый итог: концептуальная метафора представляет собой способ представления / описания одного фрагмента мира через другой. Чаще всего она возникает там, где нет иной возможности описания этого фрагмента (ср. метафорические описания смерти: Смерть спать уложит  не проснешься. (Пословица); Был он грустен или тайно-весел, / Только смерть – большое торжество(А.Ахматова); Но очи русского смыкает / Уж смерть холодною рукой… (М.Лермонтов), ибо знания о нем слишком малы и приблизительны, или же там, где эти фрагменты слишком сложны. Метафора тем самым не упрощает видение данных фрагментов, а лишь помогает по-новому представить их. Метафора способствует наглядности передачи содержания, вызывая конкретно-чувственное представление. Эти новые представления, соединяясь с исходными / прямыми, и образуют всю совокупность знаний человека о каком-либо участке картины мира.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (17.05.2010)
    Просмотров: 5480 | Рейтинг: 4.0/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    И снова осень...
    Учим итальянский вместе!
    ПАСХА — КАК ЕЕ ОТМЕЧАЮТ В АНГЛИИ

    ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ... ТУРЦ... 
    Ex. 2. Explain the origin and the meani... 
    Английские сокращения и аббревиатуры 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английские игры

    Harry Potter and the Sorcerer's Ston... 
    Джина (Jean) English Grammar from A to Z... 
    ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта