Эту статью мне прислал мой бывший одноклассник, которого в свое время заинтересовала http://ukraine.ibr-network.com/, после окончания которой он построил свой собственный бизнес и сделал неплохие деньги. Коня использовали только для прорицаний. Перед храмом втыкали копья, через скрещение которых жрец проводил коня. Если конь, перепрыгивая, поднимал прежде правую ногу, то это рассматривалось как счастливое предзнаменование. В противном случае могли отменить военный поход или важную сделку. Христианство, пришедшее на смену язычеству, принялось искоренять прежние верования, объявило их предрассудками, суевериями, подняло на смех. Конь-вещун превратился в воплощение глупости и лжи, из белого коня - в сивого мерина. Лишь в сказке про "Сивку-бурку, вещую каурку" он выглядит привлекательнее. За словами "сивка" (то есть "сивый") и "вещий" (то есть "прорицающий") угадывается все тот же священный ар-конский конь.
"Геенна огненная". На южной окраине Древнего Иерусалима был овраг под названием Геенна. Здесь язычники приносили в жертву богу Молоху своих детей, которых они сжигали под звуки музыки, чтобы не слышать их страшных воплей. Позже сюда стали выбрасывать нечистоты, трупы людей и животных. Чтобы уберечься от заразы и зловоний, в овраге постоянно жгли огонь, за что Геенна получила прозвище Геенна огненная. У христиан этот овраг превратился в символ вечного мучения, ада, места, "где червь их не умирает и огонь не угасает". "Гореть тебе в геенне огненной!" стало распространенным проклятием грешникам, пожеланием им вечного горения в аду.
"Душа ушла в пятки". Что, если это не образное выражение, а буквальное описание того, что происходит с человеком в минуту смертельной опасности? И описание объективного процесса, а не субъективных ощущений? Что, если у человека в пятках имеется некий орган, отвечающий за связь с Землей? Имеется ведь в нашем мозгу шишковидная железа ("третий глаз"), отвечающая за связь с Космосом. От ужаса мы кричим "Мама!", инстинктивно обращаясь к своему материнскому, земному началу. Гибнет-то тело. Телесную оболочку надо спасать. Вечной душе беспокоиться не о чем. Почесывание пяток позволяет испытать ощущения, близкие к райским. Удары по пяткам дают представление об адских мучениях. И все это на Земле, не отлучаясь ни на небеса, ни в преисподнюю, а лишь воздействуя на звено, связывающее человека с окружающим его миром, на пятку.
"Еще и конь не валялся". У русских существовало поверье: человек умрет там, где валяется его конь. Говорили: "Знать, там и умереть, где конь валялся". Если же конь еще нигде не валялся, то это означало, что нет еще указаний на смерть, рано о ней думать. Со временем значение выражения расширилось и его стали понимать вообще как "еще рано", "еще и начала-то нет". Связь понятий "конь" и "смерть" - отголосок древнейшей веры. Конек на крыше русского дома - это тоже символ вечности, устремления в небо, бесконечности.
"Как в воду канул". "Кануть в Лету". Первое выражение означает "капнуть, погрузиться, словно капля в воду". Оно очень древнее. Недаром в словарях ему сопутствует помета "устаревшее". Словно музейный экспонат, оно хранится на "полке". А еще относительно недавно А. С. Пушкин пользовался им в стихотворении "Слеза":
Слеза повисла на реснице
И канула в бокал.
"Как в воду канул", - говорим мы про бесследно исчезнувшего. Среди заговоров, использующихся для остановки кровотечения, есть и такой:
Шла баба на речку,
Вела бычка за нитку.
Нитка урвалась -
И кровь унялась!
Не из каменя вода,
Не из мертвого руда!
Стань - не кань!
Стань - не кань!
Получается, что диапазон использования слова "кануть" очень широк: от самого что ни на есть высокопарного ("кануть в вечность") до самого простецкого (как в заговоре на кровь). Видно, прочными корнями удерживается оно в нашем языке.
Корень "кан" сохраняет связь с понятием "кровь". Турки до сих пор называют кровь словом "кан". Арабское "кани" (ярко-красный) не имеет видимых зацепок в арабском языке, выглядит пришлым. Немецкое "канн" (кувшин) с некоторыми сомнениями можно отнести к словам того же корня. К ним примыкает и наше "стакан" от "ста" и "кан" ("ставить" и "горшок"), то есть такой горшок, у которого плоское дно, а потому его можно ставить.
|