Об этой статье мне рассказал мой товарищ, который недавно узнал про отличный http://www.jewelbox.ru/, где и приобрел кольцо для своей возлюбленной. Проблема гендерного подхода в образовании в настоящее время стоит в ряду наиболее актуальных и в то же время наименее изученных проблем. На наш взгляд, одним из возможных путей реализации данного подхода является учет различий в стилях учебной деятельности (СУД) школьников разного пола. Применительно к учебной деятельности проблема индивидуального стиля – в том, каким образом учащиеся с различными индивидуально-психологическими свойствами могут не только успешно овладеть довольно обширным объемом программного материала, но и наиболее полно развить свои способности. Индивидуальный стиль учебной деятельности изучался у людей, принадлежащих к разным возрастным группам. Так, типологически обусловленный индивидуальный стиль (ИС) решения практических инструментальных и занимательных математических задач у старших дошкольников был исследован Л. А. Вяткиной, Г.Б. Дикопольской, Э.И. Маствилискер, М.Б. Прусаковой, Э.В. Штиммер. Исследованию тех или иных аспектов индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) старших школьников и учащихся ПТУ посвящены работы С.И. Асфандияровой, М.Г. Субханкулова, М.Р. Щукина, А.К. Байметова, А.К. Губко, Ю.А. Самарина, Е.А. Силиной и др. Различные аспекты проблемы ИСУД студентов изучались О.Я. Андрос, С.Ю. Ждановой, С.А. Изюмовой и М.К. Кабардовым, О.А. Конопкиным и Г.С. Прыгиным, Н.С. Копеиной и др. Следует отметить, что чаще всего СУД исследовался на выборках взрослых людей, старших школьников или дошкольников. Индивидуальный стиль учебной деятельности младших школьников и подростков практически не изучался. Кроме того, невыясненным оставался вопрос о гендерных различиях в СУД детей данных возрастных групп. На основе анализа литературы было выдвинуто предположение о том, что, как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте существуют различия в стилях учебной деятельности мальчиков и девочек, компоненты СУД мальчиков и девочек по-разному взаимосвязаны с успешностью учебной деятельности и с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Экспериментальная часть исследования осуществлялась в два этапа. На первом этапе в качестве испытуемых выступили учащиеся третьих классов, всего 61 человек (26 девочек и 35 мальчиков). На втором этапе испытуемыми были те же учащиеся, ставшие восьмиклассниками. Для изучения стилей учебной деятельности младших школьников и подростков была сконструирована «Комплексная методика изучения индивидуального стиля учебной деятельности школьников». В основу данной методики положен опросник А.К.Байметова, направленный на изучение ИСУД старшеклассников. Всего было выделено 32 показателя. Динамические характеристики: легкость и быстрота переключения с одной формы работы на другую; возможность параллельно выполнять разные формы работы; темп деятельности; возможность выполнения на уроке большего объема работы; продуманность ответов. Соотношение основных компонентов деятельности: выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап; использование черновика; выделение проверки в отдельный этап; тщательность проверки выполненной работы. Обеспечение оптимальных условий для работы: предпочтение работать в оживленной обстановке; предпочтение давать письменный ответ; предпочтение отвечать с места; наличие отдыха перед выполнением домашнего задания; наличие перерывов в выполнении домашнего задания; предпочтение заниматься в одиночестве; последовательность выполнения заданного (с более трудных предметов); наличие режима выполнения домашнего задания. Околодеятельностные проявления: способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания; пропуски уроков без объективных причин; способность терпеливо слушать ответ другого; желание доказывать правильность своей гипотезы, решения; дополнение и исправление ответов одноклассников; активная работа на уроке; желание подбирать дополнительный материал к уроку; предпочтение выполнять более легкие задания; сосредоточенность во время урока; внимание к объяснению урока учителем; внимание к ответам одноклассников; предпочтение не списывать у других; самостоятельность при решении сложных учебных задач; своевременная подготовка рабочего места; предварительное планирование деятельности. Для изучения свойств нейродинамического уровня использовалась «Методика наблюдения за жизненными проявлениями свойств нервной системы у детей младшего и среднего школьного возраста» (Б.А. Вяткин, 1956). Свойства психодинамического уровня исследовались с помощью опросника Г. Айзенка. Свойства личностного уровня диагностировались с помощью 12PF опросника Р.Кеттелла (детский вариант), адаптированного для русской популяции в НИИ ОПП АПН СССР. Социальный статус изучался по стандартной социометрической методике. Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики, таких как: сравнение средних данных по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ, факторный анализ. С помощью t-критериального анализа между выборками мальчиков и девочек младшего школьного возраста были выявлены статистически значимые различия по таким показателями стиля учебной деятельности, как излишняя поспешность при ответе (t = 2,17 p<0,03), длительная и тщательная проверка выполненного задания (t = -2,97 p<0,004), отсутствие режима выполнения домашнего задания (t = 2,86 p<0,006). Иначе говоря, в этом возрасте девочки в большей степени, нежели мальчики, склонны основательно продумывать свой ответ, долго и тщательно проверять выполненную работу и соблюдать определенный режим в выполнении домашнего задания. Сравнительный анализ связей между компонентами стиля учебной деятельности у младших школьников показал их своеобразие в зависимости от пола испытуемых. Так, было обнаружено, что стиль девочек имеет более сложную структуру, нежели стиль мальчиков. Если у мальчиков «ядерными», образующими наибольшее количество взаимосвязей, являются такие компоненты стиля, как легкость и быстрота переключения с одной формы работы на другую, наличие ошибок, допущенных из-за невнимательности, предпочтение заниматься в одиночестве, дополнение и исправление ответов одноклассников, внимание к объяснению урока учителем и к ответам одноклассников, то у девочек в качестве таких компонентов выступают темп работы на уроке, длительная и тщательная проверка выполненного задания. В то же время были выделены общие связи, характерные и для стиля мальчиков, и для стиля девочек. Например, в обоих случаях выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных взаимосвязано с продуманностью ответов, предпочтением заниматься в одиночестве, с самостоятельностью при разрешении трудностей в учебе и пропуском уроков только по объективным причинам и т.д. Вероятно, такое сходство стилей может быть обусловлено едиными требованиями учебной деятельности к школьникам обоего пола. Анализ статистически значимых взаимосвязей компонентов стиля учебной деятельности с успеваемостью младших школьников также выявил как сходства, так и различия между выборками мальчиков и девочек. Сходство проявляется в том, что и у девочек, и у мальчиков успешность в учебе имеет положительную взаимосвязь с быстрым темпом деятельности и продуманностью ответов. Различия обнаружены в количестве и характере взаимосвязей стилевых компонентов с успеваемостью. В выборке девочек количество таких связей значительно больше, нежели в выборке мальчиков. Если успеваемость мальчиков положительно взаимосвязана с выполнением на уроке большего объем заданий, дополнением и исправлением ответов одноклассников, то успеваемость девочек в этом возрасте зависит от развернутости ориентировочного и контрольного компонентов учебной деятельности, способности сохранять спокойствие перед выполнением ответственной работы, сосредоточенности во время выполнения задания, внимания к объяснению урока учителем и самостоятельности при выполнении учебных заданий. Сходства и различия также были обнаружены в количестве и характере взаимосвязей между показателями разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и показателями компонентов стиля учебной деятельности мальчиков и девочек. С одной стороны, в выборке девочек эти взаимосвязи имеют более сложный характер, нежели у мальчиков, с другой - среди компонентов стилей учебной деятельности встречаются такие, которые имеют подобные значимые связи с одними и теми же свойствами индивидуальности мальчиков и девочек. Например, с силой нервной системы как у мальчиков, так и у девочек связаны возможность выполнения дополнительного задания помимо основного, продуманность ответов, активность работы на уроке и т.д. Между показателями компонентов стиля учебной деятельности мальчиков и девочек подростков t-критериальный анализ не выявил ни одного статистически значимого различия. Сравнительный анализ связей между компонентами стиля учебной деятельности подростков показал, как и на выборке младших школьников, их своеобразие в зависимости от пола испытуемых. У девочек- подростков структура стиля учебной деятельности по-прежнему остается более сложной, нежели у мальчиков. Если у мальчиков наибольшее количество значимых связей имеют темп работы, продуманность ответов и предпочтение работать самостоятельно, без подсказок и списываний, то у девочек «ядерными» показателями являются сосредоточенности во время урока, внимание к объяснению материала учителем, предпочтение работать самостоятельно и предварительное планирование деятельности. Сопоставление соответствующих данных показывает, что успеваемость девочек и мальчиков в подростковом возрасте взаимосвязана с различными компонентами стиля учебной деятельности. Успеваемость мальчиков-подростков положительно взаимосвязана с легкостью и быстротой перехода от одной формы работы к другой, выполнением на уроке дополнительных заданий, предпочтением заниматься в оживленной обстановке. Успеваемость девочек-подростков отрицательно взаимосвязана с параллельным выполнением разных форм работы и отсутствием режима подготовки домашнего задания и положительно коррелирует с предпочтением отвечать с места. Различия выявлены в количестве и характере взаимосвязей компонентов СУД с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности мальчиков-подростков и девочек-подростков. Компоненты СУД девочек в большей степени взаимосвязаны со свойствами темперамента и личности, нежели компоненты СУД мальчиков, в тоже время в отношении связей стилевых компонентов со свойствами нервной системы обнаруживается иная картина – в выборке мальчиков-подростков таких связей в два с лишним раза больше. В то же время во взаимосвязях выявлены и некоторые сходства. Так и у мальчиков, и у девочек нейротизм положительно взаимосвязан с излишней поспешностью при ответе. Выводы Результаты исследования показывают, что структура и развитие СУД школьников разного пола характеризуются как общими, так и специфическими особенностями, а именно: 1. Развитие стилей учебной деятельности мальчиков и девочек с возрастом проявляется как в обогащении их новыми компонентами, так и в усложнении их структуры. Вместе с тем СУД девочек и в младшем школьном, и в подростковом возрасте имеет значительно более сложную структуру, нежели СУД мальчиков. 2. С переходом от младшего школьного к подростковому возрасту исчезают различия в выраженности показателей СУД мальчиков и девочек. 3. Независимо от возраста СУД школьников обоего пола взаимосвязаны со свойствами нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней ИИ. Однако и в младшем школьном, и в подростковом возрасте стиль девочек в большей степени, нежели стиль мальчиков, взаимосвязан со свойствами личности, тогда как наибольшее количество взаимосвязей показателей стиля с социометрическим статусом выявлено в выборке мальчиков. 4. В младшем школьном возрасте количество взаимосвязей между показателями СУД и успеваемостью было больше в выборке девочек. При этом и у девочек, и у мальчиков успешность в учебе имела отрицательные взаимосвязи с медленным темпом деятельности и излишней поспешностью при ответе. 5. К подростковому возрасту в обеих выборках количество значимых взаимосвязей успеваемости с компонентами стиля учебной деятельности сократилось, стало равным. Однако, компоненты СУД, с которыми связана успеваемость подростков разного пола, различны.
|