ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 01.04.2020, 00:50

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    МЕТАФОРА КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

    Об этой статье мне рассказала моя приятельница, которая практикует http://www.feelgood.com.ua/beauty/articles/leto-na-feelgood-7-sposobov-uvlazhneniya-kozhi/, потому что это очень нужно. Метафора, как известно, является не только изобразительным приемом, но и способом мышления, способом восприятия мира. «Метафоры показывают, как картина мира отражается в общественном сознании и какова она, эта картина» [2: 45]. Однако данный аспект недостаточно представлен в лингвистике, обычно при изучении метафоры внимание исследователей обращается на такие ее функции: метафора как средство обозначения того, чему нет пока названия; метафора как средство создания образной речи. Представляется необходимым отметить еще одну функцию: метафора как способ структурирования реальности и управления деятельностью человека. Языковая форма позволяет как передавать информацию объективно, так и искажать ее при передаче (тем самым манипулировать сознанием слушающих, вызывая у них конкретный, нужный говорящему эмоциональный настрой). Моделирующая роль метафоры заключается в том, что «метафора не только формирует представление об объекте, она предопределяет способ и стиль мышления о нем» [1: 345]. Поэтому, думается, метафору можно назвать механизмом, посредством которого организуется восприятие адресатом реальности. На метафору как тонкий инструмент психологического воздействия указывает Д.Болинджер: «Если предположить, что все мышление является метафорическим, тогда всегда найдется кто-нибудь, желающий помочь нам думать, подсказывая метафору, которая соответствует его взглядам, его постоянным представлениям о мире или временному стремлению к личному преимуществу» [3: 379]. Именно эта возможность, как представляется, достаточно широко используется в языке современной политики. Нами проанализированы тексты периодической прессы, а также ряд изданий-«однодневок», которые использовались в предвыборной борьбе в октябре – декабре 1999 г. В результате анализа материала выяснилось, что политический деятель в своей речи имеет возможность создать с помощью метафоры в сознании слушающего определенную картину мира, некий образ действительности, который может меняться по воле говорящего. Так, например, действительность описывается как война (и тогда метафора побуждает видеть мир сквозь прорезь прицела, а там происходит бойня, отлажен конвейер кровопускания, а потом, может быть, будет одержана еще одна победа). Реальность может изображаться как борьба (и тогда власть начинает бороться со своим печальным будущим). Жизнь может мыслиться как путь, т.е. движение по некоторой дороге (шаг вперед, двигаться к цели). Далее представим метафоры, наиболее часто используемые в политическом дискурсе. В результате анализа 37 примеров метафорического переноса выяснилось, что самой актуальной сейчас является метафора войны (она составляет ¼ часть материала). Типичными при осмыслении и оценке политических реалий можно назвать также метафорические модели пути (фарватера), строительства, здания (сооружения), весов, болезни. В качестве доказательства приведем следующие примеры. Метафора войны: – В решении вопросов вы предпочитаете решительный штурм? – Нет, сначала провожу разведку боем. Не вышло – перехожу к осаде (АиФ, дек. 1999); Детонатором такого удара (имеется в виду «удар антинародных, враждебных сил России по ее государственности» - О.М.) выбран Северный Кавказ, где вновь пылает военный пожар, льется кровь (Правда). Интересны следующие развернутые метафоры: В России полным ходом идет гражданская война – информационная и психологическая. И жертвами ее в первую очередь становятся мирные граждане. На исходе своего царствования старая власть развязала войну – она борется со своим печальным будущим, не гнушаясь никакими средствами. Средств, пригодных к употреблению на поле политического боя, у власти осталось совсем мало (Комс. правда, окт. 1999). Вот и лидеры ОВР, подобно старым броненосцам, отбиваются от наседающего дерзкого супостата, да их снаряды до цели не долетают (устарели). Супостат же, в свою очередь, жалит со всех сторон – то сосредоточит огонь на флагманах, то топит корабли арьергарда. Точный и мощный удар был нанесен армаде ОВР в конце прошлой недели. Один из трех флагманских броненосцев – «Губернатор Яковлев» – наскочил на ловко подброшенную ему мину в виде «Яблока». Получил пробоину ниже ватерлинии и поставил под угрозу все плавание. … Впрочем, флагманы ОВР пока не собираются ни флаги спускать, ни кингстоны открывать. Броня еще крепка. Шансы доплыть по инерции до порта назначения под названием «Госдума» остаются (Комс. правда, дек. 1999). В приведенных примерах налицо явная «метафорическая экспансия» многих первоначально военных терминов, побуждающая адресата речи воспринимать окружающую действительность исключительно как сражение и вынуждающая слушателя вести себя соответствующим образом (по законам военного времени). Метафоры пути (дороги, фарватера): Мы уже идем по пути демократии и свободного развития личности. Но этот путь не усеян розами (Прав?Да!, нояб. 1999). Речь идет о том, чтобы русские осознали, что у них есть свой, русский, специфический путь развития (ТВЦ). Мы должны выбрать из нас самых сильных, тех, кто способен вывести нас на столбовую дорогу мирового развития; В бурных дискуссиях прослеживался фарватер, ощущалась твердая рука лоцмана (предвыборная брошюра, нояб. 1999). Используя в своей речи подобного рода метафоры, говорящий как бы указывает слушающему пути выхода из сложившейся ситуации, а ведущим, естественно, назначает себя. Слушающему же, особенно такому, который не очень хорошо разбирается в тонкостях речевого поведения, остается быть всего лишь ведомым. Подобным образом воздействует на сознание адресата метафора строительства: Россия заслужила достойную жизнь! «Яблоко» будет строить эту жизнь вместе с вами! Вместе мы победим! (листовка, нояб. 1999). Юрий Тен строит мост. Мост между Иркутском и Москвой. Востоком и Западом. Правыми и Левыми. Народом и Властью (плакат). Человеку свойственно заботиться о своем доме. Воздействие именно на эту особенность человеческой натуры происходит с помощью метафоры «общество – здание, сооружение»: И пусть наши отношения с Западом немного охладеют, для нас сейчас важней порядок в нашем доме (РТР, дек. 1999). Ситуация выбора в сознании адресата возникает в результате реализации говорящим в речи метафоры весов: Наша Родина вновь стоит перед выбором. На одной чаше весов –национальное унижение, тотальная ложь, экономическая разруха, политическое бессилие. На другой – правда, гражданское достоинство, социальная справедливость (Правда, нояб.1999). Правда, при восприятии этого конкретного примера никакого выбора слушающему уже не остается: какой здравомыслящий человек выберет «ложь, разруху, бессилие», если гораздо приятнее «правда, достоинство, справедливость», т.е. слова настолько удачно подобраны, что и времени на размышления не нужно, за человека опять все решили, остается только поддаться воздействию, которое осуществляет говорящий, и проголосовать за того, за кого он призывает. Окружающая действительность может восприниматься и в виде некоего организма. Хорошо, если этот организм здоров (примера подобного рода в нашем материале не встретилось), чаще встречается метафора, связанная с болезнью, а значит с мучением и страданием: Если сейчас эту язву, эту кровоточащую рану на теле России не заживить…(РТР, дек. 1999). Чтобы выжить, режим сейчас спешно меняет кожу и готов с мясом отодрать ее от себя, лишь бы приобрести новые, более созвучные нынешним настроениям в народе, черты для своего образа (Правда, нояб. 1999). В ходе многочисленных встреч с вами я напитался вашей болью… (Братское обозрение, нояб. 1999). При восприятии выражения «Ельцинский режим разлагается, отравляя собой страну» (Правда, нояб. 1999) в сознании адресата возникает негативно окрашенная картина разложения, гниения, тления неких останков или отбросов. Продолжение мысли, оформленное следующим образом: «…остав­шиеся от него (ельцинского режима. - О.М.) пыль и мусор можно будет смести веником в совок и выбросить их в помойное ведро истории» (Правда, нояб. 1999), способствует закреплению негативной информации в сознании адресата. Кроме того, этот негатив становится одним из элементов, с помощью которого корректируется или даже формируется мировоззрение слушающего. В результате наблюдения за метафорическими моделями, употребляемыми в политическом дискурсе, выяснилось, что в речи современных политиков наиболее частотны негативно окрашенные модели. Приведенный материал показывает, что арсенал метафор используется говорящим как для изображения негативных сторон общественно-политической жизни, так и для создания в сознании слушающего определенной, структурированной говорящим картины мира, в которой реальная действительность отражается не объективно, а так, как это нужно конкретному политическому деятелю. Литература 1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999. 2. Русский язык конца ХХ столетия: 1985-1995. - М., 1996. 3. Bolinger D. Fire in a wooden stove: On being aware in lang. // The state of language. Berkeley, 1980.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2516 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Фильмы на английском как средство обучен...
    TALKING ABOUT WORDS
    Книга для учителя к учебнику для 10-11 к...

    The Tretyakov Gallery 
    ЕГЭ по истории России 2010 (Демонстрацио... 
    МЕСТОИМЕНИЕ (THE PRONOUN) 

    Английский язык для школьников №17
    Испанский язык
    Английский язык для школьников №6

    sheldon, sidney - 2000 - the sky is fall... 
    Системность. 
    LONDON TODAY 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2020
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта